Азбука советской рекламы: агитационные плакаты Владимира Маяковского. Окна сатиры роста – агитационное искусство советского союза ▲ Окна роста официальный маяковский расшифровка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Окна РОСТА, точнее - «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20.

Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события, иллюстрировали телеграммы, передававшиеся агентством в газеты. Плакаты, за исключением первых, нарисованных от руки, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В «Окна РОСТА» широко использовались традиции лубка и раёшника и т.д. Рисунки «Окна РОСТА» (в сериях до 12 на одном листе) отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств (выразительность силуэтов, раскраска в 2-3 цвета).

Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи, а также И. А. Малютин, Д.С.Моор и др. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Баку, Саратове и др. городах.

«Окна РОСТА» сыграли значительную роль в становлении советского изобразительного искусства.

Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников («Пощечина общественному вкусу», «Взял» и т. д.) и «желтыми кофтами фата», и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений.

Владимир Маяковский, как и другие его товарищи по группе, также эпатировал публику и желтой кофтой, и эстрадными сарказмами, и броскими стихами.

Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности, продиктовавшее ему и трагедию «Владимир Маяковский», и такие лирические стихи, как «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское «я»:


Под влиянием событий революционных лет изменилась тональность стихов Маяковского. Появилась острая потребность говорить со вчера еще «безъязыкой улицей» новым, но обязательно понятным ей языком. Не теряя поэтических достижений предреволюционных лет, Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия».

Как неутомимый «чернорабочий революции», Маяковский широко раздвигал рамки своих поэтических возможностей, шел к простоте своего стиха, своего поэтического образа. Как никто другой из поэтов, его современников, он чувствовал пульс своего времени, энергию устремленности в будущее:

Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод сработанный еще рабами Рима.


Многие, поверхностно знакомые со стихами Маяковского, отпугнуты от них непривычной «лесенкой» построения, обостренной, иногда гиперболической образностью, преобладанием ораторской, трибунной интонации. Тем не менее, больше читая его, начинаешь понимать такую особенность стиха, как органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью «тихих» интонаций лирика.

Величественный итог жизни Владимира Маяковского, трагически оборвавшийся на своем высоком излете, - производное от большого и сложного пути поэта, его жизненной и литературной биографии, его открытий, его неутомимого новаторского поиска, вечной «езды в незнаемое», и постоянного ощущения себя «заводом, вырабатывающим счастье».

«Окна сатиры РОСТА» - серия плакатов, созданная в 1919-1921 советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции 1918-1920.

Характеристика

Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.

В своей работе «Грозный смех» Маяковских так писал о них: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. (…) Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».

За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах - обычно в пустующих гастрономических магазинах. В своих воспоминаниях В.Б. Шкловский утверждал, что:

«Окна РОСТА» правильно существовали и кончились тогда, когда опять появились магазины.

- «В. Маяковский в воспоминаниях современников»

Окна сатиры возникли осенью 1919, первый плакат с текстом Грамен и рисунками Черемных был выставлен в Москве в начале сентября, к 1920 году «Окна РОСТА» добрались до Баку, Саратова, Харькова, Одессы, Ростова-на-Дону, выходили они до 1921 года. Темами плакатов были борьба с Врангелем и тифозными вшами, голодающие и т. п.

В «Окнах РОСТА» активно использовались традиции лубка. Техника рисунка в «Окнах РОСТА» отличалась акцентированной простотой и лаконизмом используемых изобразительных средств (раскраска в 2-3 цвета, выразительность силуэтов).

«Специфика их заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Тексты „Окон РОСТА“ отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек. В этих текстах нашел свое яркое выражение талант Маяковского-публициста. (…) Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился и типизировался определенный дух персонажей, переходящих из плаката в плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп, кулак».

^ Противостоящие творческие организации

Окнам РОСТА, по мнению историка Владлена Сироткина, противостоял ОСВАГ:

С высоты прошедших лет, читая воспоминания участников Гражданской войны с «красной» и «белой» сторон, начинаешь понимать, что оба «агитпропа» - в Москве и в Ростове-на-Дону - были зеркальным отражением друг друга, только с обратными знаками. В Москве висели «Окна РОСТА» со стихами Маяковского и Демьяна Бедного, в Ростове - «Окна ОСВАГа» с виршами Наживина или «белого Демьяна» рифмоплета А. Гридина. Там красноармеец протыкает штыком буржуя и белого генерала, здесь ражий доброволец - «жида» Троцкого.

Владлен Сироткин "Зарубежные клондайки России"

Художники

Первое «Окно РОСТА» исполнил в октябре 1919 М. М. Черемных. Впоследствии к нему присоединились В. В. Маяковский, создававший как рисунки, так и подписи, а также Д. С. Моор, И. А. Малютин, А. М. Нюренберг, М. Д. Вольпин, П. П. Соколов-Скаля, Б. Н. Тимофеев и др. Аналогичные «окна» выпускались также в Петрограде (Л. Г. Бродаты, В. В. Лебедев, А. А. Радаков и др.), на Украине (Б. Е. Ефимов и др.), в Саратове, Баку и др. городах.

В создании «Окон РОСТА» в участвовали также ^ Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков и Кукрыниксы. «Окна РОСТА» имели существенное значение для становления советского изобразительного искусства.

^ Интересные факты

Персональную выставку Маяковского "20 лет работы", экскурсоводом на которой был сам Маяковский, и в основу экспозиции которой легли "Окна сатиры РОСТА", не посетили ни представители творческой интеллигенции, ни руководящие лица.

Маяковский, Владимир Владимирович (1893–1930)

^ ПРОШУ СЛОВА...
(Предисловие Маяковского к сборнику "Грозный смех. Окна РОСТА". Сост. в 1929 г., вышел в 1932 г.)

Это - не только стихи.

Эти иллюстрации - не для графических украшений.

Это - протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.

Это - моя часть огромнейшей агитработы - окон сатиры РОСТА.

Пусть вспоминают лирики стишки, под которые влюблялись. Мы рады вспомнить и строки, под которые Деникин бежал от Орла.

Любителям высокотарифных описаний задним числом романтики гражданской войны в стиле «констрюктивист» неплохо поучиться на действительном материале боевых лет, на действительной словесной работе этого времени.

Есть такие новые русские древние греки, которые все умеют засахарить и заэстетизировать.

Вот В. Полонский в книге о революционном плакате, вырвав из середины кусок, набредя на агитсатиру РОСТА времен боев с панами, агитку, весь смысл которой доказать:

Так кормите ж красных рать,
хлеб неси без вою,
чтобы хлеб не потерять
вместе с головою, -

этот самый Полонский вырывает из агитки случайный клочок и пишет «фрагмент». Не угодно ли?!

Так же может поступить историк литературы, приводящий слово «соединяйтесь» с подписью «фрагмент», чтоб все догадывались и радовались, что сие - «фрагмент» лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Полонский не только не старается понять и систематизировать цель и направленность плакатных ударов, но просто вдохновенно парит над низменностью агитационного текста. Сейчас, с десятилетием ростинской работы, Третьяковская галерея, газеты, журналы любопытно и восторженно подбирают, клеят и смотрят клочки вручную крашенных листов, этих предков всех многотысячных сегодняшних сатирических журналов. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в немедленно обступаемых народом витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до ста - ста пятидесяти экземпляров, расходившихся по окнам агитпунктов.

Всего около девятисот названий по одной Москве. Ленинград, Баку, Саратов стали заводить свои окна.

Диапазон тем огромен:

Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью, плакаты о сохранении старых газет и об электрификации Я рылся в Третьяковке, в Музее революции, в архивах участников. Едва ли от всей массы окон осталось сейчас более ста целых листов. Мы работали без установки на историю и славу. Вчерашний плакат безжалостно топтался в десятках переездов. Надо сохранить и напечатать оставшиеся, пока не поздно. Только случайно найденный у М. Черемных альбом фотографий дал возможность разыскать тексты и снимки с исчезнувшего.

Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных - одним из лучших работников этого дела.

Второе окно мы делали вместе. Дальше пришел Малютин, а потом художники: Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и другие, трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер и многие еще, фотограф Никитин. Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин. В двух случаях, отмеченных в книге звездочками, я нетвердо помню свое авторство текста. Сейчас, просматривая фотоальбом, я нашел около четырехсот одних своих окон. В окне от четырех до двенадцати отдельных плакатов, значит в среднем этих самых плакатов не менее трех тысяч двухсот.

Подписей - второе собрание сочинений. (В этой книге - малая часть.)

Как можно было столько сделать?

Вспоминаю - отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова.

С течением времени мы до того изощрили руку, что могли рисовать сложный рабочий силуэт от пятки с закрытыми глазами, и линия, обрисовав, сливалась с линией.

По часам Сухаревки, видневшимся из окна, мы вдруг роем бросались на бумагу, состязались в быстроте наброска, вызывая удивление Джона Рида, Голичера и других заезжих, осматривающих нас иностранных товарищей и путешественников. От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через сорок минут - час уже висело по улице красочным плакатом.

«Красочным» - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Того темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности и о победе зависело количество новых бойцов. И эта часть обшей агитации подымала на фронт.

Вне телеграфной, пулеметной быстроты - этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации. Если есть вещь, именуемая в рисунке «революционный стиль» - это стиль наших окон.

Не случайно, что многие из этих работ, рассчитанные на день, пройдя Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства.

Я привожу в этой книге только незначительную часть материала, только то, что сохранилось в днях. Кроме двух, приводимых раньше по памяти, а теперь полностью - текстов «Азбуки» и «Бубликов»,- все остальное не публиковалось и публиковаться, кроме этой книги, не будет.

Для меня эта книга большого словесного значения, работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия.

Это не столько чтение, сколько пособие для времен, когда опять придется крикнуть:

Голой рукой нас не возьмешь!
Деникина день сосчитан.
Красная Армия - красный еж -
верная наша защита.
Голой рукой нас не возьмешь!
Час Колчака сосчитан.
Красная Армия - красный еж -
лучшая наша защита.
Голой рукой нас не возьмешь!
Товарищи, все за оружие!
Красная Армия - красный еж –
железная сила содружия.

^ ОКНА САТИРЫ РОСТА
(Статья к открытию выставки в Третьяковке)

Сейчас в Третьяковской галерее в трех комнатах открыта выставка одиноких, разрозненных, тщательно собранных окон сатиры РОСТА. В 19 - 21 годах тысячи этих окон и радовали и мозолили глаза с множества окон и витрин пустующих магазинов, клубных стен, вокзальных агитпунктов.

Большинство этих окон растеряла наша безалаберность.

Через годы над этими окнами будут корпеть ученые, охраняя от времени скверненькую бумагу.

Охранять эти окна надо и надо.

Так как -

это - красочная история трех боевейших годов Союза –

так как -

это - предки всех советских сатирических журналов, предки труднейшего, безбумажного, безмашинного, ручного времени.

Первые окна - уникумы, рисовались в одном экземпляре, дальнейшие размножались в десятках и сотнях экземпляров трафаретом. Основные плакатщики: Черемных, Малютин, я.

Лозунги и тексты - почти все мои. Привожу несколько моих неопубликованных окон и текстов.

В ближайшее время в Гизе выйдет книга Окон Сатиры.

4.Российское телеграфное агентство в 1920е. Деятельность Маяковского в Окнах РОСТА
Российское телеграфное агентство (РОСТА) - центральный информационный орган советского государства (РСФСР, с 1924 СССР) в 1918-1925 годах.
В обязанности РОСТА входило собирание и распространение в стране и за границей политич., экономич., культурной и др. информации. РОСТА имело по стране и за рубежом отделения, агентов и корреспондентов; заключало соглашения с гос., обществ. орг-циями и частными лицами. Работой РОСТА руководил совет, назначаемый ВЦИК. Помимо распространения информации по телеграфным каналам РОСТА в 1918-20 годах печатало собственные издания: газету «АгитРОСТА», журналы «Красная звезда» и «Красный журналист», которые выходили один-два раза в неделю, а также многотиражные стенные газеты.
Другим направлением деятельности РОСТА была наглядная агитация, которая в основном осуществлялась путем распространения сатирических плакатов, так называемых «Окон РОСТА»). Их расклеивали на вокзалах, площадях, в витринах магазинов, в учреждениях и т. д., а также снабжали ими агитационные поезда и пароходы. Одним из авторов и стихов, и рисунков Окон РОСТА был В. В. Маяковский. 12 декабря 1920 оно было подчинено Главполитпросвету.
После создания в 1925 Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) РОСТА функционировало в качестве информационного агентства РСФСР. В марте 1935 года было ликвидировано, и его функции переданы ТАСС.
Окна РОСТА, точнее - «Окна сатиры РОСТА» - плакаты, создававшиеся в 1919-1921 годах советскими художниками и поэтами, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). «Окна РОСТА» - самобытный вид агитационно-массового искусства, возникший в период Гражданской войны и военной интервенции 1918-20.Сатирические плакаты, выполненные в острой и доступной манере, снабжённые лаконичными стихотворными текстами, разоблачали противников молодой республики Советов. «Окна РОСТА» посвящались злободневным событиям, были иллюстрациями к телеграммам, передававшимся агентством в газеты.
В своей работе «Грозный смех» Маяковский так писал о них: «Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек».
За исключением первых, нарисованных от руки, плакаты выполнялись и размножались с использованием трафарета до 150 и более экземпляров, а затем выставлялись в витринах в столице и других городах - обычно в пустующих гастрономических магазинах.
Первое «Окна РОСТА» исполнил в октябре 1919 М.М.Черемных. Затем к нему присоединились В.В.Маяковский, создававший яркие, меткие рисунки и подписи. Подобные «окна» выпускались также в Петрограде, на Украине, в Баку, Саратове и др. городах. Темами плакатов были борьба с Врангелем и тифозными вшами, голодающие и т. п.
«Специфика их заключалась в немедленной реакции на самые злободневные вопросы и факты. Тексты „Окон РОСТА“ отличались простотой и точностью характеристик, идущих от традиций народных лубков и частушек. В этих текстах нашел свое яркое выражение талант Маяковского-публициста. Плакаты РОСТА, как правило, многосюжетны. В них сложился и типизировался определенный дух персонажей, переходящих из плаката в плакат: рабочий, красноармеец, крестьянин, капиталист, поп, кулак».
Молодой Владимир Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы вошли в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Маяковский настойчиво ищет новые формы, новые жанры, новые темы в революционной действительности. Для него работа над агитплакатами РОСТА становится не только его формой участия в революционной борьбе, но и лабораторией, в которой он, по собственному выражению, освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не
допускающих многословия».
Пример: Если ж на зов партийной недели
придут миллионы с фабрик и с пашен -
рабочий быстро докажет на деле,
что коммунистам никто не страшен.
Роста No 5

«ОКНА РОСТА» - еже-днев-ные аги-тационные пла-ка-ты, соз-да-вав-шие-ся в 1919-1921 годах советскими ху-дож-ни-ка-ми и по-эта-ми , ра-бо-тав-ши-ми в сис-те-ме Рос-сий-ско-го те-ле-граф-но-го агент-ст-ва (РОСТА; ны-не ИТАР-ТАСС).

Пла-ка-ты, сде-лан-ные вруч-ную, при по-мо-щи тра-фа-ре-тов (до 200-300 экземпляров), вы-став-ля-лись в вит-ри-нах ма-га-зи-нов, рас-по-ло-жен-ных в люд-ных мес-тах (от-сю-да их название «ок-на»), и пре-вра-ти-лись в свое-об-раз-ную ле-то-пись пе-рио-да Гра-ж-дан-ской вой-ны 1917-1922 годов и ин-тер-вен-ции, ко-гда «из-за ти-по-граф-ской раз-ру-хи у нас не бы-ло ли-то-гра-фий, кра-сок, бу-ма-ги, спе-циа-ли-стов ли-то-граф-ско-го де-ла и т. д.» (П.М. Кер-жен-цев). Пер-вые «Окна Роста» поя-ви-лись в Мо-ск-ве в 1919 году, по ини-циа-ти-ве ху-дож-ни-ка М.М. Че-рем-ных и жур-на-ли-ста Н.К. Ива-но-ва-Гра-ме-на, ра-бо-тав-ших в РОСТА, воз-глав-ляе-мом Кер-жен-це-вым. Вско-ре к ним при-сое-ди-ни-лись В.В. Мая-ков-ский , И.А. Ма-лю-тин, Д.С. Мо-ор. Сна-ча-ла «Окна Роста» де-ла-лись в ви-де уве-ли-чен-ных стра-ни-чек са-ти-рического жур-на-ла, со-стоя-щих из не-сколь-ких са-мо-сто-ятельных про-из-ве-де-ний раз-ных жан-ров. Мая-ков-ский сыг-рал су-ще-ст-вен-ную роль в соз-да-нии пла-ка-тов, взяв на се-бя всю литературную часть и ра-бо-тая так-же как ху-дож-ник; он соз-дал но-вый тип «окон са-ти-ры», под-чи-няя ком-по-зи-цию од-ной те-ме и кон-крет-ной аги-тационной за-да-че. Текст и ри-сун-ки до-пол-ня-ли друг дру-га. Пла-ка-там, со-стоя-щим как бы из 2-4-6 и т. д. кад-ров, был при-сущ «те-ле-граф-ный стиль» с его чёт-ко-стью, сжа-то-стью, ла-ко-низ-мом вы-ра-зительных средств, ос-но-ван-ных главным образом на вы-ра-зи-тель-но-сти си-лу-этов и бро-ской рас-крас-ке в 2-3 цве-та, ис-поль-зо-ва-ни-ем сим-во-ли-ки, тра-ди-ций русского луб-ка и но-ватор-ских ме-то-дов российского аван-гар-диз-ма. Пла-ка-ты рас-сы-ла-лись во все ме-ст-ные от-де-ле-ния РОСТА. В Пет-ро-гра-де «Окна Роста» де-ла-ли В.В. Ле-бе-дев, Л.Г. Бро-да-ты, А.А. Ра-да-ков, В.И. Коз-лин-ский, в Ко-ст-ро-ме - Н.Н. Ку-прея-нов, в Са-ма-ре - С.Я. Ад-ли-ван-кин, в Кур-ске - А.А. Дей-не-ка, в Одес-се - Б.Е. Ефи-мов ; «Окна Роста» вы-хо-ди-ли так-же в Ба-ку, Са-ра-то-ве и других го-ро-дах. По сло-вам Мая-ков-ско-го, это бы-ло «об-слу-жи-ва-ние гор-стью ху-дож-ни-ков, вруч-ную, сто-пя-ти-де-ся-ти-мил-ли-он-но-го на-ро-ди-ща». Пла-ка-ты долж-ны бы-ли во-оду-шев-лять лю-дей идея-ми ре-во-лю-ции, по-ка-зы-вать кар-ти-ны свет-ло-го бу-ду-ще-го («Да здрав-ст-ву-ет элек-три-фи-ка-ция!», «Па-ха-ли со-хой - за-па-шем трак-то-ром»), бо-роть-ся за ми-ро-вую ре-во-лю-цию и ин-тер-на-цио-наль-ную со-ли-дар-ность тру-дя-щих-ся, клей-мить вра-га («Вот Со-вет-ской Рос-сии вра-ги. С ка-ж-дым бо-ри-тесь, по-ка не по-гиб»), про-воз-гла-шать дик-та-ту-ру про-ле-та-риа-та. Под-ни-ма-лись са-мые зло-бо-днев-ные во-про-сы со-вре-мен-но-сти: борь-ба с го-ло-дом («Чтоб с го-ло-дом спра-вить-ся и с раз-ру-хой-ду-рой, вве-де-на сов-нар-ко-мом пре-мия на-ту-рой»), рас-про-стра-не-ние все-об-щей гра-мот-но-сти и но-вой со-циа-ли-стической куль-ту-ры, ра-вен-ст-ва муж-чи-ны и жен-щи-ны («Что де-ла-ла ра-бот-ни-ца и что ра-бот-ни-це на-до де-лать»), вос-ста-нов-ле-ния народного хо-зяй-ст-ва. Тра-ди-ции «Окон Роста» в го-ды Великой Отечественной вой-ны про-дол-жи-ли «Ок-на ТАСС».

В октябре 1919 года Маяковский начал работать в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над текстами и рисунками для «Окон сатиры».

«Окна» были задуманы сперва как увеличенные страницы сатирического журнала, вывешиваемые в окнах пустующих магазинов. Именно Маяковский постепенно выработал тип агитационно направленного «Окна», где все рисунки подчинены одной теме, последовательно раскрываемой в стихотворном тексте.

Точное количество «Окон», созданных поэтом, не учтено - работа текстовиков и художников РОСТА была анонимной. Всего было выпущено около 1500 плакатов (с октября 1919 года по февраль 1922 года). Считается, что примерно для 80 % тесты написал Маяковский и нарисовал около 400 плакатов.

Вместе с Маяковским над «Окнами» работали: Михаил Черемных, Иван Малютин, Амшей Нюренберг, Казимир Малевич, Аристарх Лентулов, Илья Машков, Кукрыниксы и другие.

«Моя работа в РОСТА началась так: я увидел на углу Кузнецкого и Петровки, где теперь Моссельпром, первый вывешенный двухметровый плакат. Немедленно обратился к заву РОСТОЙ, тов. Керженцеву, который свел меня с М. М. Черемных - одним из лучших работников этого дела.

Первое время над текстом работал тов. Грамен, дальше почти все темы и тексты мои; работали еще над текстом О. Брик, Р. Райт, Вольпин...

Вспоминаю - отдыхов не было. Работали в огромной нетопленной, сводящей морозом (впоследствии - выедающая глаза дымом буржуйка) мастерской РОСТА.

Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки, с тем расчетом, что на полене особенно не заспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь работать снова...

От нас требовалась машинная быстрота: бывало, телеграфное известие о фронтовой победе через 40 минут - час уже висело по улице красочным плакатом.

“Красочным” - сказано чересчур шикарно, красок почти не было, брали любую, чуть размешивая на слюне. Этого темпа, этой быстроты требовал характер работы, и от этой быстроты вывешивания вестей об опасности или о победе зависело число новых бойцов...

Вне телеграфной, пулеметной быстроты - этой работы быть не могло. Но мы делали ее не только в полную силу и серьезность наших умений, но и революционизировали вкус, подымали квалификацию плакатного искусства, искусства агитации».

В.В. Маяковский

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Предпроектное обследование объекта автоматизации Возможное уменьшение стоимости внедрения Предпроектное обследование объекта автоматизации Возможное уменьшение стоимости внедрения Сколько зарабатывает фармацевт? Сколько зарабатывает фармацевт? Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия