Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
К 200-летию со дня рождения Николая Васильевича Гоголя ПОВЕСТЬ «ПОРТРЕТ» Подготовила учитель МОУ лицея №17 г. Владимира Какшина Ирина Евгеньевна 2008 год
Петербург глазами Н.В. Гоголя И днем… И ночью…
Петербургские повести … Я совершу! Жизнь кипит во мне. Труды мои будут вдохновенны. Над ними будет веять недоступное земле Божество! Я совершу … Н. В. Гоголь
С Гоголя начался русский роман и русская повесть… В.Г. Белинский Подумаем над символическим названием повести. Что такое портрет?
Как распорядиться даром и не потерять себя?.. ИСКУССТВО ИСКУС ИСКУШЕНИЕ Приведите однокоренные слова к слову искусство
Есть ли смысл в самом посвящении себя занятию искусством? Не губит ли человек саму жизнь свою, предаваясь этому занятию, подчиняя себя кумиру земной красоты? Гоголь размышлял … А какие вопросы зададите вы и как на них ответите?
Каковы причины гибели художника Чарткова, героя гоголевской повести? Какое значение в повествовании играет фантастический образ портрета старика- ростовщика? Проследим вместе с писателем, как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. А пока ответим на вопросы к повести
Как шаг за шагом угасает талант Андрея Петровича Чарткова. «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь…Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец.»
«Но точно ли был у меня талант?» Вопросы к эпизоду: 1.Чем так поразила Андрея Чарткова картина, написанная бывшим его сокурсником? 2.Чья оценка отразилась в высказывании: «Чистое и непорочное, как невеста, стояло перед ним произведение художника»? Приведите доказательства из текста. 3. Какие изменения произошли в душе Чарткова? Почему идея изобразить «падшего ангела» соответствовала его состоянию? 4. Была ли гармония в мире, где проживал Андрей Петрович Чартков? 5. Как расплатился Чартков за свою сделку с дьяволом?
Задание классу 1. Сопоставьте начало каждой из частей повести. В чём их схожесть? Что дополняют они к характеристике Чарткова? 2. Как вы думаете, почему Н.В. Гоголь использует приём обратной композиции? 3. Какое значении в повести имеет эпизод о жизни в Коломне? 4. К кому из героев произведения можно отнести духовный совет Св. Феофана Затворника, данный в качестве эпиграфа, и почему? 5. Почему свои суждения об искусстве, о роли в нём художника Гоголь вкладывает в уста монаха-иконописца? 6. Какие чувства, мысли вызывает у героев повести и её читателей происшествие, связанное с исчезновением портрета «ужасного ростовщика»?
«Тебе предстоит путь, по которому отныне потечёт жизнь твоя. Не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори все кисти, но во всём умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созиданья. Блажен избранник, владеющий ею». Н.В. Гоголь Блажен избранник…
Гоголь был художником высочайшего уровня, но он обладал и обострённой религиозной одарённостью. В конце концов, она возобладала в нём над чисто художественной жаждой творчества. Гоголь осознавал: искусство, как бы высоко оно ни возносилось, останется пребывать среди сокровищ на земле. Для Гоголя же стали потребнее сокровища на небе. М.М. Дунаев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повесть о настоящем человеке (классный час - читательская конференция по повести Б.Полевого)
На классном часе знакомимся с писателем Борисом Полевым и обсуждаем его книгу "Повесть о настоящем человеке". Цель: воспитание чувства сопереживания, гордости, патриотизма,развивать у...
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...
Н.В.Гоголь
«Портрет»
Работу выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «Шляпниковская СОШ» Перевозчикова Л.Ю.
Добро и зло
вне человека или внутри его?
Проблема
Что стало причиной страшной судьбы Чарткова?
История нравственного падения художника Чарткова отразила размышления писателя о:
- добре и зле
- истинном смысле
человеческой жизни
- нравственном выборе
- совести
- духовном падении и воскресении
Жизненный путь Чарткова
Покупка портрета с изображением ростовщика
Стал модным живописцем
Создание портрета Психеи
Посещение выставки
Создание картин
Зависть
«Художник с талантом»
Смерть
Путь художника из Италии
Создал чистое непорочное произведение искусства
Выбрал в учителя Рафаэля
Посещал выставки
Всё отдал искусству
Погрузился в труд,
став отшельником
Уехал в Италию
Испытывал страсть к искусству
добро
Талант
Любовь к творчеству
Способность творить
Понимание: труд-путь
к совершенству
Нетерпеливость
Погоня за модой, славой
Комфортная жизнь
Богатство
Самолюбование
Самомнение
Гордыня
Презрение к людям
Зависть
Желание мести
Вывод
Ростовщик в повести – воплощение зла, это дьявол. Дьявольское начало в нём сильно. Всё, что исходит от него губительно. Человек, продавший душу дьяволу обречён.
Путь художника-иконописца
Создаёт картину,
где утверждается
добро и свет
Создал портрет
ростовщика
Путь покаяния и
очищения души
Зависть
Писал картины для церкви
Вывод
- Зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы – так произошло с художником-иконописцем
- Ростовщик – воплощение зла, которое гуляет по миру
- Надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека
Добро и зло вечны.
Зло столь же неистребимо, как и добро.
Символичны слова ростовщика:
«Я не хочу умереть совершенно, я хочу жить». Поэтому не случайно его портрет, кем-то украденный на аукционе, вечно остаётся в мире, чтобы искушать блеском золота и лёгкой славы.
ПОДУМАЕМ
«Зло неистребимо»
«Зло можно истребить
окончательно»
Выводы по уроку
Добро и зло и вне, и внутри человека .
Человеческая жизнь – это активный
выбор между добром и злом.
Талантом художника в мире может
Класс: 8
Презентации к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Цели урока:
- показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
- выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.
Задачи урока:
- Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
- Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
- Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)
Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..
Н.В.Гоголь
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)
– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой
писательский долг видел в служении великому
искусству, в стремлении показать правду жизни. Он
хотел, чтобы читатель через его
творчество мог «постигнуть высокую тайну
созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы
творчества и место художника в обществе, говорит
тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал
статьи по искусству (“Живопись, скульптура и
музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об
архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи
по истории и размышления об исторических лицах и
напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы
продолжаем разговор о проблеме истинного
искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь
выяснить одновременно и идейно-композиционную
роль второй части произведения.
II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)
– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть
настоящий художник?
III. Оценка повести критиком
Учитель.
Так, критик В.Г.Белинский,
оценивая талант великого прозаика, говорил:
«Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это
больше всего ценилось в русской литературе.
После выхода повести «Портрет» Гоголь
рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было
разочарование писателя, когда В. Г. Белинский
неодобрительно отозвался о повести: (Слайд
№5)
“Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант
падает, но он и в самом падении остаётся талантом.
Первой части этой повести невозможно читать без
увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное,
роковое, фантастическое в этом таинственном
портрете, есть какая-то непобедимая прелесть,
которая заставляет вас насильно смотреть на
него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому
множество фантастических картин и очерков во
вкусе г. Гоголя; вспомните квартального
надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту
мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы
снять с неё портрет, и которая бранит балы и
восхищается природою – и вы не откажете в
достоинстве этой повести. Но вторая её часть
решительно ничего не стоит; в ней не видно г.
Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не
ум, а фантазия не принимала никакого участия”.
– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?
IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)
Ученик.
Уехав из России после
скандала, связанного с премьерой “Ревизора”
Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в
Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни
тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные
красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он
знакомится с художниками, в частности, с
художником Ивановым, который работает над
картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится
художник, делая множество этюдов с натуры,
бесконечно меняя позы героев своей картины, и
цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя
критика В. Г. Белинского. И он решает переделать
повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились
существенные изменения: изменилась фамилия
главного героя (раньше она была Чертков, что
подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь
исключил отдельные мистические сцены, появились
вполне реалистические персонажи: Никита,
профессор, хозяин дома, квартальный,
дамы-заказчицы. В первой редакции облик
ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а
во второй редакции исчезает портрет, который
пошёл по свету сеять несчастья.
V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»
VII. Работа с текстом (Слайд №7)
– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)
Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.
– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?
IX. Работа с текстом продолжается
– Почему ростовщики необходимы «осадку
человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего
главным свойством ростовщика
оказывается бесчувствие?(Слайд№9)
(Есть
гиперссылка – словарная статья о слове
«аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика
настораживают читателя? (Слайд №10)
«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная
краска лица указывала на южное его
происхождение, но какой именно он был нации… об
этом никто не мог сказать
.»
«..Глядит, глядит человеческими глазами
!,
«..смуглое, тощее,
запаленое лицо и какой-то
непостижимо-страшный цвет его,
большие, необыкновенного
огня глаза
, нависшие густые брови отличали его
от.. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах
..»
– Какая художественная деталь в описании
внешности повторяется? («Необыкновенного огня
глаза», «демоническое в глазах» – это глаза
сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)
– Почему к ростовщику постоянно обращаются
люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков
уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою
всех, начиная от нищей старухи до
расточительного придворного вельможи». «Он
давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и
богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и
его портрет в повести?
(Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые
связывают себя с ростовщиком?
X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)
- Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )
«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»
- Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )
С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»
- Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )
«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.
Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.
Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)
– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?
Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.
– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)
В тексте:
«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».
В Библии:
«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)
Вывод.
– Какова роль в обществе личности, наделённой
«драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об
этом?
XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)
- Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
- Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)
XII. Рефлексия. (тестирование – Презентация 2 , Приложение 1 )
Использованная литература:
- Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
- Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
- http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет
1 группа работала над темой «Что заставило Гоголя пересмотреть своё отношение к повести «Портрет» и переделать её?» (буклет) и сделала вывод: Уехав из России после скандала, связанного с премьерой «Ревизора», Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые, закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину «Явление Христа народу», делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести «Портрет» и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам-заказчиц.