Управленческий учет в образовательных учреждениях. Бюджетирование и управленческий учет в бюджетных организациях. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

1

В процессе развития рыночной экономики произошли значительные изменения в системе финансирования государственных высших учебных заведений. С одной стороны, вуз является бюджетной организацией, с другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед заказчиками и инвесторами. Таким образом, вуз должен осуществлять сбор, обработку и анализ данных и как бюджетное, и как коммерческое предприятие. Вузы наделены большей самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления. Основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими.

бухгалтерский учет

интеграция бюджетного и управленческого учета

объекты управленческого учета

информационная база

концепция управленческого учета

внутривузовское управление

учреждение высшего профессионального образования

управленческий учет

1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / М. А. Вахрушина. - 8-е изд., испр.? М.: Издательство "Омега-Л", 2010. - 570 с. - (Высшее финансовое образование).ISBN 978-5-370-01917-3 (OCR)

2. Зайцев Н.Н. Об управленческом учете в управлении вузом // Вестник Удмуртского университета. ? 2008. - Выпуск 1. ? С. 25-28; URL:vestnik.udsu.ru/2008/2008- 02/vuu_08_021_04.pdf (дата обращения 15.05.2015).

3. Кавич А. Ю. Проблемы внедрения управленческого учета в организации/ А. Ю. Кавич, В. Ф. Трунина // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 125-128.

4. Керимов Б.А. Управленческий учет: учеб. / Б.А. Керимов. - М. : Маркетинг, 2001. - 268 с.

5. Аналитические материалы по разработке системы нормативов финансового обеспечения государственного задания на подготовку инженерно-технических кадров и специалистов с начальным и средним профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития Российской экономики: проект Министерства образования и науки Российской Федерации // ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2011. - 178 с.

6. Попова Т.Н. Зачем предприятию управленческий учет?// Справочник экономиста. ? 2011. - № 3; URL: www.profiz.ru/se/3_2011/zacem_upravlences_uche (дата обращения 15 мая 2015 года).

7. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.

8. Цапулина Ф.Х., Львова М.В., Тихонова С.В. Организация управления бизнес-рисками в сфере туристических услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6; URL: www..05.2015).

9. Черненко А. Кто и как должен заниматься управленческим учётом? //Портал ITeam.Ru. Технологии корпоративного управления. URL:iteam.ru/publications/finances/section_50/article_1029(дата обращения 15 мая 2015 года).

10. Ястребова О.К. Управленческий учет в секторе государственного управления и его особенности в системе высшего образования//ООО "ЭКОРИС-НЭИ". - М.: 2008. - 14 с.

Образование - это важная подсистема социальной сферы государства. Обеспечение необходимого уровня образования, в том числе высшего, является сейчас одной из важнейших задач Российского государства.

За последние два десятилетия высшее образование стало очень популярно, выпускник вуза становится конкурентноспособным на рынке труда. Работодатель заинтересован в специалистах с «новыми» знаниями и умениями.

В процессе развития рыночной экономики в стране произошли изменения в системе финансирования госучреждений, в том числе государственных высших учебных заведений, характеризующиеся изменением бюджетной поддержки вузов и наделением их самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления, позволяющий осуществлять деятельность государственных вузов как полноправных субъектов рыночных отношений.

С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность как бюджетной организации и как «коммерческого» предприятия .

Учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.

Необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.

Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Поэтому важна организация управленческого учёта.

Как известно, управленческий учет - это система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом, либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности.

Таким образом, основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений .

Информация и методы ее анализа позволяют увидеть целостную картину вуза в разрезе функциональных составляющих управления.

Создание информационной базы управленческого учета в организациях сектора государственного управления предполагает разработку:

1. Локальных нормативных актов и документов, регламентирующих основные принципы управленческого учета. В состав таких документов входят: план счетов управленческого учета, порядок ведения управленческого учета, график документооборота управленческого учета, формы управленческого учета и отчетности и др.

2. Порядка учета (расчета и распределения) затрат в разрезе федеральных и ведомственных целевых программ и по направлениям реализации непрограммной части расходов, предусмотренных бюджетной сметой.

3. Способов и процедур, обеспечивающих интеграцию бюджетного и управленческого учета. В рамках центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций должна существовать единая информационная система, которая создает надежную основу для реализации целей бюджетного и управленческого учета и отчетности.

Объектами управленческого учета являются :

Затраты (текущие и капитальные);

Результаты финансово-хозяйственной деятельности;

Внутреннее ценообразование;

Бюджетирование;

Внутренняя отчетность;

Внедрение управленческого учёта - сложная задача, которая требует реорганизации всей компании, подбора специалистов и оценки их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также возникают сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации .

Чтобы решить проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить следующие задачи: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия.

Система управленческого учета, основанная на системном и оперативном сборе информации, позволяет руководителям разных уровней выполнять одну из своих управленческих функций - контроль поставленных задач. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими .

По мнению М.А. Вахрушиной, управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.

В.И. Керимов видит назначение управленческого учета в решении внутренних задач в управлении предприятием, определяя его как «ноу-хау» конкретного предприятия. Он отмечает, и с этим нельзя не согласиться, что в основе науки управленческого учета лежит производственный менеджмент, который определяет как систему форм и методов управления экономикой предприятия направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения понятия управленческих решений .

Как свидетельствует опыт, далеко немногие предприятия в России готовы внедрить и использовать управленческий учет, в том числе и бюджетные учреждения. По нашему мнению, у специалистов по учёту отсутствует единое понимание сущности, роли, назначении и месте управленческого учёта в системе управления вузом. До настоящего времени дискуссируются вопросы о реальном положении управленческого учета при формировании основного организационно-распорядительного документа учебного заведения - учётной политики, нормативно узаконенной соответствующим российским стандартом бухгалтерского учёта, ПБУ 1/2008 . Конечно, с другой стороны, нельзя умалять роль управленческого учёта при принятии определённых решений для эффективности деятельности и предотвращении определённых рисков . Отсюда и возникает необходимость в чётко налаженной организации управленческого учёта.

С другой стороны, важно осознавать суть управленческого учёта в вузах для решения проблем стандартизации нормативных подходов в регулировании учёта. Поэтому при его постановке рекомендуется выбрать один из общепризнанных стандартов (МСФО, US GAAP, российский бухучет) и на его основе составить инструкции, положения и регламенты по ведению управленческого учета .

Для организации управленческого учёта в вузах предлагается использовать за базу Международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, Международные стандарты несут самые передовые бухгалтерские и финансовые технологии; во-вторых, российский бухгалтерский учет находится в процессе постоянного реформирования в сторону соответствия Международным стандартам.

Типовой набор положений по управленческому учету выглядит следующим образом :

  • Общие положения и принципы управленческой отчетности.
  • Основные средства.
  • Запасы (товарно-материальные ценности).
  • Управленческий отчет о движении денежных средств (ОДДС).
  • Управленческий отчет о прибылях и убытках/управленческий отчет о доходах и расходах (ОДР).
  • Управленческий баланс (УБ).
  • Операционные отчеты.
  • Доходы и выручка.
  • Расходы и затраты и др.

Можно сказать, что каждое положение представляет собой подробное описание учетной политики компании по определенному объекту учета, в котором необходимо как минимум отразить:

  • цели и задачи учета данного объекта ОС;
  • условия признания в учете;
  • момент признания;
  • методы оценки;
  • используемые счета (если учет в компании ведется с применением управленческого плана счетов);
  • описание документооборота по данному объекту учета;
  • раскрытие информации в отчетности, организационный и временный регламент учета и отчетности .

Также следует подчеркнуть, что приведённые положения по управленческому учёту в вузах должны учитывать специфику работы бюджетного учреждения, применяющего как принципы бюджетного учёта, так и использующего учётные правила предпринимательской деятельности высших образовательных учреждений. Для чёткой и слаженной работы бухгалтерского и управленческого аппарата вуза необходимо прописать порядок взаимодействия и взаимоответственности по формируемой документации с аналитической информацией в управленческих целях. Такой порядок, по нашему мнению, нагляднее было представить в виде графика документооборота аналитических таблиц, диаграмм, рисунков, с указанием должностных лиц вуза, ответственных за их составление.

Кроме того, следует иметь в виду то, что приведённая структура и содержание управленческого учёта являются связующим звеном между процессными и финансовыми управленческими технологиями. Результат такого взаимодействия образует интегрированное решение в управленческом учете, что является гарантом успешной работы и достижения целей и задач образовательного учреждения высшего звена.

Рецензенты:

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Цапулина Ф.Х., Романова О.А., Ильина Н.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19397 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Рассматривая роль управленческого учета в деятельности предприятия, следует отметить, что исторически он часто имел второстепенное значение относительно финансового учета, а во многих организациях он и теперь все еще немногим более чем побочный продукт процесса составления финансовой отчетности. Однако рост масштабов бизнеса, изменения в технологиях, а также повышение образовательного уровня менеджеров за последние десятилетия активизировали развитие управленческого учета, привели к широкому признанию его как области исследования, отличной от финансового учета. В будущем можно ожидать еще большего возрастания этой роли.

Система управления предприятием, как и любая другая система управления, может быть представлена в виде совокупности субъекта управления, объекта управления и их взаимосвязей. Субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде команд, сигналов, которые передаются объекту управления. Объект управления воспринимает управляющее воздействие и действует в соответствии с переданным ему управляющим сигналом. О том, что объект принял управляющее воздействие и отреагировал на него, субъект управления узнает с помощью обратной связи.

Субъектом управления в системе управления предприятия выступают руководители, менеджеры всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений. Объекты управления - различные ресурсы компании - работники, средства и предметы труда, научно-технический и информационный потенциал предприятия. Основными объектами управления в системе управленческого учета являются доходы и расходы, а также центры ответственности предприятия.

Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: ... Анализ... Планирование... Организация... Учет... Контроль... Регулирование... Анализ. Функция принятия решений в рассматриваемом цикле управления не выделена, поскольку она является связующей управленческой функцией, то есть подразумевается ее присутствие на всех этапах управленческого цикла. Место управленческого учета проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учет задействован во всех функциях управления.

Задачи управленческого учета предъявляют повышенные требования к квалификации и кругу должностных обязанностей специалиста по управленческому учету.

Как правило, к функциям специалиста по управленческому учету относят следующие обязанности:

  • · координация целей и планов подразделений и предприятия в целом;
  • · содействие руководству в достижении поставленных целей;
  • · организация работы по созданию и ведению системы управленческого учета;
  • · бесперебойное осуществление процессов планирования и контроля экономических результатов деятельности предприятия;
  • · обеспечение прозрачности в отношении затрат и результатов по предприятию в целом, а также по отдельным подразделениям и продуктам;
  • · создание методической и инструментальной базы по управлению рентабельностью и ликвидностью предприятия;
  • · разработка материалов для принятия управленческих решений и представление их руководству предприятия;
  • · консультирование руководителей по вопросам выбора наиболее эффективных вариантов действий, помощь в управлении затратами и результатами.

Эти функции показывают, какую важную роль играет специалист по управленческому учету в принятии управленческих решений.

Ответственная роль предполагает наделение специалиста по управленческому учету определенными специфическими правами, например:

  • · доступ ко всей информации, в том числе и к информации конфиденциального характера;
  • · право подготовки своего особого мнения с аналитически обоснованными оговорками;
  • · право отсрочки принятия решения с целью профессиональной его подготовки.

Поскольку специалист по управленческому учету имеет широкий спектр обязанностей и специальные права, при назначении на данную должность предъявляются достаточно высокие требования к теоретической подготовке и практическим навыкам в области управленческого учета.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется согласно специфическому плану счетов бюджетной организации. План счетов бюджетного учреждения поддерживается программными продуктами 1С для бюджетных учреждений. При этом для программных продуктов 1С для бюджетных учреждений необходимые изменения, согласно законодательству, вносятся автоматически

Параллельно бухгалтерскому учету зачастую существует необходимость развивать управленческий учет в бюджетных организациях, что связано со спецификой их деятельности. На основании бухгалтерского учета сложно сформировать единую финансовую отчетность, служащую для целей управления. Такая консолидированная отчетность должна отвечать требованиям полноты и прозрачности по всем ресурсам учреждения. Она должна отражать не только поступление, но и эффективность использования всех ресурсов, а также финансовый результат. Руководителям сложно принимать решения на основании только бухгалтерской отчетности, их информационные запросы для принятия управленческих решений обычно шире.

С помощью управленческого учета есть возможность обеспечить оперативной информацией все уровни руководства. При этом возможности и проблемы организации выявляются на более ранних этапах. В современных условиях очевидно, что для максимальной эффективности деятельности учреждения вести внутренний управленческий учет необходимо. В число навыков каждого руководителя должно входить использование управленческих отчетов как механизма управления деятельностью учреждения, направленного на сокращение затрат при повышении качества оказываемых услуг.

Одной из важнейших функций управленческого учета в бюджетных учреждениях является планирование бюджетных расходов. Задачи планирования состоят в том, чтобы предвидеть проблемы в деятельности учреждения еще до того, как они возникнут, исключить вероятность поспешных решений. Основная цель планирования - определение необходимых ресурсов и источников финансирования, обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Одной из эффективных технологий управленческого учета, решающей обозначенные выше проблемы, является бюджетирование.

Процесс внедрения бюджетирования в бюджетном учреждении может быть построен аналогично такому процессу в коммерческих организациях, с учетом некоторых особенностей.

Основными целями системы бюджетирования в бюджетных учреждениях могут быть:

  • повышение эффективности использования имеющихся в распоряжении учреждения ресурсов;
  • повышение финансовой устойчивости;
  • обеспечение оптимальных взаимосвязей между интересами отдельных ЦФО и интересами учреждения в целом;
  • создание необходимого информационной основы для принятия управленческих решений.

Задачами системы бюджетирования могут являться:

  • обеспечение прозрачности доходов и расходов, поступлений и выплат для повышения качества управления финансовыми ресурсами;
  • контроль обоснованности выделения и использования финансовых ресурсов по видам деятельности;
  • повышение эффективности деятельности структурных подразделений;
  • определение наиболее эффективных (с учетом сложившейся конъюнктуры и других факторов) видов и направлений деятельности;
  • повышение финансовой дисциплины руководителей и сотрудников.

Бюджетирование деятельности бюджетного учреждения обеспечивает взаимосвязи целей, видов деятельности, мероприятий, финансовых и операционных показателей.

Основными элементами системы бюджетирования являются:

  • субъекты бюджетирования: например, руководители центров финансовой ответственности(ЦФО)/ функциональных направлений, руководитель учреждения;
  • объекты бюджетирования: например, виды деятельности, функциональные направления, ЦФО, финансовые показатели, проекты/программы;
  • модель бюджетирования;
  • планы и их взаимосвязь в процессе бюджетирования;
  • локальные нормативные акты, регламентирующие процесс планирования и бюджетирования.

В зависимости от задач, целей деятельности, экономической роли в бюджетном учреждении, как правило, выделяют четыре основных типа ЦФО:

  • Центр дохода – ЦФО, руководитель которого отвечает за реализацию услуг/работ по основной/ иной деятельности в запланированных объемах и получение запланированного дохода, находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр расхода – ЦФО, руководитель которого отвечает за обеспечение запланированных операционных показателей при соблюдении заданного уровня расходов (в т.ч. инвестиционного характера), находящихся в зоне ответственности ЦФО.
  • Центр финансового результата – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и оказывает управляющее воздействия на различные факторы деятельности ЦФО (в т.ч. на объемы и стоимость услуг/работ, расходы), находящихся в зоне его ответственности.
  • Центр развития – ЦФО, руководитель которого отвечает за достижение запланированного финансового результата и принимает решение об инвестировании и изъятии средств. Центр развития имеет право управлять основными средствами и оказывать управляющее воздействия на различные факторы деятельности, находящихся в зоне его ответственности.

Как правило, Центром развития является бюджетное учреждение в целом, если оно наделена полномочиями по распоряжению имуществом, находящимся в его собственности, и финансового результата, полученного им в результате приносящей доход деятельности.

ББК 65.052

Е. А. Макарова

Кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Необходимость составления точных, достоверных калькуляций была обусловлена в бухгалтерском учете системой государственного централизованного ценообразования. С развитием рыночных отношений расширяется самостоятельность предприятий, в том числе и в вопросах установления цен на свою продукцию с учетом складывающихся на рынке спроса и предложения, что является одной из характеристик этих отношений, в результате чего изменяются задачи, стоящие перед бухгалтерским учетом и его подсистемой - калькулированием . В этих условиях задача калькулирования - не просто обеспечить фактическую себестоимость изделия, а рассчитать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Исходя из этого рассчитанного уровня себестоимости нужно организовать производство таким образом, чтобы обеспечить этот приемлемый уровень себестоимости и возможность ее постоянного снижения . Именно поэтому в настоящее время центр тяжести в калькуляционной работе постепенно должен переноситься с трудоемких расчетов по распределению косвенных расходов и определению точной фактической себестоимости на прогнозные расчеты себестоимости, составление обоснованных нормативных калькуляций, организацию контроля за их соблюдением в процессе производства. Кроме того, калькуляция себестоимости на уровне прямых (переменных) расходов в условиях рынка связана с установлением нижнего предела цены, т. е. предела, до которого предприятие еще может снизить цену в случае падения спроса на его продукцию или с целью завоевать определенный рынок .

Сегодня существуют две проблемы учета затрат .

Первая - переориентировать отечественную теорию и накопленный в этой области практический опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка.

Вторая - создание новых нетрадиционных систем получения информации о затратах, применение новых подходов к калькулированию себестоимости, подсчету финансовых результатов, а также методов анализа, контроля и принятия на этой основе управленческих решений.

Одним из альтернативных традиционному отечественному подходу к калькулированию полной себестоимости является подход, когда в разрезе объектов калькулирования планируется и учитывается неполная, ограниченная себестоимость . Эта себестоимость может включать в себя

только прямые затраты, только переменные, зависящие от изменения объемов производства; она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т. е. расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они косвенные. Но, несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования различных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки (валовой прибыли). В этом основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости - системы «директ-костинг» .

Применение системы «директ-костинг» на практике предполагает дифференцированный подход к издержкам организации: их следует разделить на постоянную и переменную части. Использование системы «ди-рект-костинг» кардинально меняет не только отечественную концепцию калькулирования, но и подходы к учету и расчету финансовых результатов. Применяемая в рамках этого метода схема построения отчета о доходах (как правило, двухступенчатая) содержит два финансовых показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль .

Маржинальный доход (МД) - это разница между выручкой от реализации продукции и переменной себестоимостью, рассчитанной в системе «директ-костинг» . В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные затраты организации:

Таким образом, после вычитания из маржинального дохода постоянных издержек формируется показатель операционной прибыли.

Возможности управленческого учета, основанного на данных системы «директ-костинг», чрезвычайно широки. Собранная в рамках этой системы информация позволяет ответить на многие вопросы, интересующие руководство организации.

Перечислим лишь некоторые из них:

Какие услуги являются наиболее рентабельными, а потому более предпочтительны для организации, оказывающей платные образовательные услуги?

Какое минимальное количество платных образовательных услуг необходимо оказать, чтобы организация не понесла убытков?

Как повлияет на финансовое положение организации изменение цен на образовательные услуги?

Рассмотрим решение поставленных задач на примере деятельности Астраханского государственного технического университета (АГТУ).

Вуз имеет в своем составе ряд филиалов на правах структурных подразделений, которые могут наделяться полномочиями юридических лиц по доверенности. Рассмотрим в качестве примера два вида платных образовательных услуг, которые оказывает АГТУ:

Возможность получения второго высшего образования (программа А);

Возможность первого непрерывного образования (программа Б).

Пусть в вузе фактически обучаются: по программе А - 350 человек, по программе Б - 107 человек.

В табл. 1 представлена информация о фактических затратах АГТУ, связанных с выполнением учебных программ А и Б.

Таблица 1

Фактические затраты АГТУ (руб.)

Статьи затрат | Программа А | Программа Б | Итого по АГТУ

1. З/п преподавательского состава 800 000 770 000 1 570 000

2. Обеспечение контингента методической литературой 150 000 140 000 290 000

3. Обеспечение контингента учебной литературой 275 000 258 000 533 000

4. Износ МБП 57 000 49 500 106 500

Итого прямых затрат 1 282 000 1 217 500 2 499 500

Косвенные

5. З/п обслуживающего персонала 130 000 105 000 235 000

6. Командировочные расходы 30 000 20 000 50 000

7. Амортизация основных средств 15 000 10 000 25 000

8. Аренда 32 200 28 300 60 500

10. Обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов 14 080 13 920 28 000

11. Оплата коммунальных услуг 48 250 36 750 85 000

12. Оплата услуг связи (телефонов, факсов, пейджеров и т. д.). 4 208 3 792 8 000

Итого косвенных затрат 279 738 221 762 501 500

Итого затраты АГТУ 1 561 738 1 439 262 3001 000

13. Возмещение операционных расходов вуза 98 560 84 440 183 000

Итого расходов 1 660 298 1 523 702 3 1 84 000

Выбор наиболее рентабельных образовательных услуг. В системе управленческого учета издержки любой организации обычно делятся на три группы: переменные, постоянные и условнопостоянные. Для упрощения примера положим в основу классификации лишь первые две группы (табл. 2). К переменным издержкам, напрямую зависящим от объема реализации образовательных услуг АГТУ, можно отнести з/п преподавательского состава (с соответствующими начислениями на нее), затраты на обеспечение контингента методической и учебной литературой, износ МБП. В системе «директ-костинг» эти статьи затрат будут учтены при калькулировании себестоимости одной образовательной услуги. Постоянными издержками для АГТУ являются: з/п обслуживающего персонала

(с отчислениями в фонды социального страхования); командировочные расходы, амортизация основных средств; аренда, содержание гаражного хозяйства; обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов; оплата коммунальных услуг, услуг связи; прочие хозяйственные расходы. Размер этих издержек практически не зависит от деловой активности АГ -ТУ, в связи с чем они не будут участвовать в калькулировании.

Таблица 2

Статьи затрат

Переменные________________________

1. З/п преподавательского состава_________

2. Обеспечение контингента методической литературой_

3. Обеспечение контингента учебной литературой___

4. Износ МБП______________________

Постоянные________________________

5. З/п обслуживающего персонала___________

6. Командировочные расходы________________

7. Амортизация основных средств___________

8. Аренда_________________________

9. Содержание гаражного хозяйства_________

10. Обслуживание средств программного обеспечения, ксероксов

11. Оплата коммунальных услуг_____________

12. Оплата услуг связи (телефонов, факсов, пейджеров и т. д.).

Традиционным для отечественной практики является калькулирование полной себестоимости оказанной услуги, что предполагает распределение косвенных издержек между образовательными программами А и Б.

Взяв за базу распределения косвенных издержек АГТУ начисленный фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава, получим результаты, представленные в табл. 3.

Таблица 3

Распределение затрат по программам А и Б

Статьи затрат Программа А Программа Б

1.Прямые статьи затрат, тыс.руб.: з/п преподавательского состава обеспечение контингента методической литературой обеспечение контингента учебной литературой износ МБП Итого прямых затрат, тыс. руб. 800 150 770 140

2. Косвенные издержки 348,8 335,7

3. ИТОГО полная себестоимость оказанных услуг, тыс. руб. 1 630,8 1 553,2

4. Численность контингента, чел. 350 107

5. Фактическая себестоимость одной образовательной услуги (стр. 3 / стр. 4), руб. 4 659 14 515

Цена обучения по программе А - 4 700 руб., по программе Б -15 336 руб. В табл. 4 показан расчет финансового результата АГТУ и рентабельности отдельных видов образовательных услуг исходя из калькулирования их полной себестоимости.

Таблица 4

Расчет финансового результата АГТУ

Показатели Программа А Программа Б ВСЕГО

1. Цена одной услуги, руб. 4 700 15 336 -

2. Количество оказанных услуг (контингент, чел.) 350 107 457

3. Выручка от реализации услуг (стр. 1 X стр. 2), тыс.руб. 1 645,0 1 641,0 3 286,0

4. Полная себестоимость оказанных услуг, руб. 1 630,8 1 553,2 3 184,0

5. Прибыль (стр. 3-стр. 4), тыс. руб. 14,2 87,8 102,0

6. Рентабельность видов услуг (стр. 5 на стр. 4) X 100 % 0,87 5,6 3,2

В табл. 5 представлен отчет о деятельности АГТУ за тот же период, но он составлен по данным, собранным в системе «директ-костинг». Основанный на делении расходов на переменные и постоянные, этот формат позволяет оперативнее контролировать оба вида издержек. Сумма постоянных расходов не распределяется между отдельными видами услуг, показывается в отчете отдельной строкой, и ее влияние на величину прибыли хорошо видно.

Таблица 5

Отчет о деятельности АГТУ

Показатели Программа А Программа Б Всего

1. Выручка от реализации услуг, тыс. руб. 1 645,0 1 641,0 3 286,0

2. Переменная часть себестоимости оказанных услуг, тыс. руб. 1 282,0 1 217,5 2 499,5

3. Маржинальный доход (стр. 1 - стр. 2), тыс. руб. 363,0 423,5 786,5

4. Рентабельность видов услуг (стр. 3 / стр. 2) X 100 % 28,3 34,8 31,5

5. Постоянные затраты, тыс. руб. 684,5*

6. Операционная прибыль, руб. 102,0

*684,5 = 501 500 + 183,0 (табл. 1).

Преимущество такого формата отчета состоит в том, что из него видны расходы АГТУ по оказанию отдельных видов услуг, независимо от того, каковы суммы заработной платы обслуживающего персонала, сумма

коммунальных платежей и других постоянных расходов. Информация о себестоимости услуг «очищена» от влияния этих издержек, а потому является более наглядной и объективной. Например, по результатам калькулирования полной себестоимости следует вывод: рентабельность программы Б (5,6 %) более чем в 6 раз превышает рентабельность программы А (0,87 %). Этот вывод опровергается результатами калькулирования по системе «директ-костинг» (табл. 5): рентабельность этих программ вполне сопоставима. Таким образом, для принятия решения о направлениях развития АГТУ, как и при решении других управленческих задач, система «директ-костинг» оказывается более предпочтительной, чем расчеты, основанные на калькулировании полной себестоимости.

Идея системы «директ-костинг» сегодня нашла отражение и в международных стандартах по бухгалтерскому учету, касающихся отражения затрат и формирования финансовых результатов.

В России по мере обособления предприятий с различной формой собственности, включения механизмов свободного ценообразования и самостоятельного планирования ассортимента выпускаемой продукции, развития других сторон рыночной экономики появится и постепенно будет возрастать потребность в системе «директ-костинг», от этого будет зависеть дальнейший рост эффективности учета.

Наличие математического и программного обеспечения и средств вычислительной техники, расширение сферы их применения являются материальной предпосылкой практического использования системы «директ-костинг» на отечественных предприятиях.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

2. Жарикова Л. А., Белов В. Б. Управленческий учет. - Тамбов: ТГТУ, 2001. - 66 с.

3. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации, примеры. - М.: ИНФРА, 2000. - 112 с.

4. Шнайдерман Т. А. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 87 с.

5. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции / Сост. Р. И. Рябова. -6-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 178 с.

6. Ткач В. И., Ткач М. В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 49 с.

7. Хорнгрен Э. С., Ван Бреда М. Д. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 187 с.

8. Николаева С. А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «ди-рект-костинг». - М.: Финансы и статистика, 2000. - 76 с.

Получено 13.07.04

MANAGEMENT ACCOUNTING IN THE ORGANIZATIONS PERFORMING EDUCATIONAL ACTIVITY

The operation of Astrakhan State Technical University is taken as a model (the data of the article are ideal) to examine the direct costing method as a system of sums covering the marginal profit and enabling to study the relationship between the volume of production, expenditures (production cost, revenue and marginal profit). The main problems of cost accounting have been described: the redirection of national theory and of gained practical experience in this sphere in order to solve new problems which the expertise management faces under the market conditions, the creation of new non-traditional systems of gathering information on expenditures; the application of new approaches to cost calculation, financial result calculation, as well as the methods of analysis, control and taking management decisions on their basis. The most profitable chargeable educational services as being more preferable for the organization performing them are also considered.

Рассмотрены некоторые проблемы организации управленческого учета в негосударственном образовательном учреждении.

Негосударственное образовательное учреждение Сибирский институт бизнеса, управления и психологии (СИБУП) - образован в 1995 году.

СИБУП ведет подготовку высококвалифицированных, конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов в области экономики, юриспруденции, психологии и лингвистики в соответствии с современными потребностями экономики.

Организационная структура института представлена на рисунке 1 из которого видно, что в институте отсутствует служба управленческого учета.

Для совершенствования управления институтом необходимо создать службу управленческого учета, которая будет координировать, интегрировать деятельность Вуза и способствовать достижению целей. Важнейшими целями управления являются повышение уровня потенциала и проведение диверсифицированной рациональной финансовой политики, направленной на расширение и повышение качества образовательных услуг. Для их достижения необходимо внедрение системы управленческого учета, которая позволит установить контроль за величиной себестоимости и получить всю необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Принципы учета затрат путем их распределения между продуктами не подходят для осуществления контроля за ними и их регулирования, так как цикл оказания услуг может состоять из нескольких различных этапов, за каждый из которых отвечает отдельное лицо. Поэтому, имея сведения о себестоимости услуги, невозможно точно определить, как распределяются затраты между отдельными подразделениями (центрами ответственности).

Эта проблема решается при установлении взаимосвязи затрат и доходов с действиями конкретных лиц, ответственных за расходование соответствующих средств. Следовательно, необходимо организовать на предприятии учет по центрам финансовой ответственности (ЦФО) и определить финансовую структуру предприятия (организации).

Для формирования финансовой структуры предприятия (организации) сначала необходимо провести анализ организационной структуры предприятия, в процессе которого выделить ЦФО и определить их тип.

Рассмотрим формирование финансовой структуры на примере негосударственного образовательного учреждения «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» (см. табл. 1). Основным видом деятельности высшего учебного заведения является предоставление образовательных услуг. Так же к ним относится как научная деятельность факультетов и кафедр, так и организация работы различных подразделений, задачей которых являются поддержка и обеспечение функционирования учебного заведения.

Центры ответственности НОУ «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии» были классифицированы по выполняемым функциям и ответственности.

В результате проведенного анализа выделены:

центры затрат (ЦЗ) – подразделения, руководство которых отвечает только за затраты;

центр выручки (ЦВ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за выручку, а не за затраты;

центр инвестиций (ЦИ) – подразделение, руководитель которого несет ответственность за прибыль и за ее инвестирование.

В качестве центров слаборегулируемых затрат (ЦЗс) были выделены: бухгалтерия, планово – экономический отдел, административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр. Для данных подразделений не существует прямой зависимости между затратами и результатами деятельности. Их руководители отвечают за соблюдение бюджета и за качественные показатели работы.

При организации управленческого учета одними из наиболее важных этапов являются:

Формирование финансовой структуры предприятия;

Построение системы бюджетирования.

В рамках формирования системы бюджетирования рекомендуется:

Составление смет затрат и отчетов об их исполнении по подразделениям предприятия (организации);

    разработка аналитических регистров управленческого учета с целью распределения косвенных затрат по центрам финансовой

Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

    ответственности и формирования более точной информации о затратах отдельных подразделений;

Выбор соответствующих баз распределения для каждой статьи таких затрат;

Разработка аналитических регистров учета отклонений фактических прямых материальных затрат от нормативных.

Главный бюджет представляет собой скоординированный по всем направлениям или функциям деятельности план работы организации.

Деятельность каждого вида центров ответственности планируется с помощью различных бюджетов. Далее необходимо определить какие бюджеты будут вестись по каждому центру финансовой ответственности в институте.

Бюджет общехозяйственных затрат отражает затраты таких структурных подразделений как, ректорат, бухгалтерия, планово- экономический отдел, Административно – хозяйственная часть, общий отдел, информационно – технологический центр, приемная комиссия, сектор инновационного развития, юридическая клиника.

Затраты факультетов отражаются в бюджетах общепроизводственных затрат, прямых трудовых и прямых материальных затрат. Эти бюджеты формируются на основе бюджета продаж и бюджета производства, которые для Вуза совпадают.

Данные бюджеты составляются с участием следующих центров финансовой отчетности: ректорат, приемная комиссия, планово – экономический отдел, факультеты.

Организация управленческого учета в вузе должна стать неотъемлемой частью всей автоматизированной информационной системы управления его деятельностью. Причем, поскольку ведение бухгалтерского учета строго регламентировано государственными стандартами, в отличие от деятельности большинства других структурных подразделений, можно с уверенностью говорить о приоритетной роли этого сектора деятельности вуза.

Применение управленческого учета, прежде всего при решении финансовых вопросов, позволит вузу повысить экономическую эффективность, развивать его образовательный и научный потенциал, увеличить производительность труда управленческого персонала, исключить дублирование ввода данных и уменьшить объем бумажного документооборота, оперативно формировать управленческую отчетность и др.

Таким образом, внедрение системы управленческого учета позволяет планировать и контролировать величину затрат, получить информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений, и повысить рентабельность основной деятельности института.

© Ткаченко О. Н., 2013

Секция «Проблемы бухгалтерского учета и аудита»

А. В. Шарапова

Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнёва, Красноярск

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Кодекс корпоративной и деловой этики охранного предприятия «Водопад Стандарты корпоративной этики Кодекс корпоративной и деловой этики охранного предприятия «Водопад Стандарты корпоративной этики Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Презентация чтение как отражение времени Презентация чтение как отражение времени