Как клест помогает прокормиться другим животным леса. Урок по окружающему миру "С кем дружит ель?". Какая птица выводит птиц зимой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Клест - легендарная птица, ее яркое оперение и журчащее пение привлекает внимание не только любителей пернатых, но и людей равнодушных. Это птица из вьюрковых отряда воробьиных, которую легко можно спутать с попугаем, ведь загнутый клюв, неординарная смекалистость и повадки этих птиц чем-то похожи. Есть что-то загадочное в этих клестах.

Всякая птица - безгрешна

Есть легенда, что когда Иисуса распяли, то к нему прилетели снегирь и клест. Снегирь ломал шипы на терновом венке и запачкал себе грудку. А клест пытался вытащить гвозди, которыми распяли Христа, но ничего у маленькой пташки не получилось, он только изуродовал свой клюв.

Бог поблагодарил птицу и подарил несколько уникальных свойств. Действительно, в закрытом виде образует крест. Клест нетленен после смерти, а птенцов выводит зимой к Рождеству. Всему, конечно, есть научное объяснение, но это не умаляет его загадочности.

Описание

Клест - это птица из вьюрковых. Пернатое не очень большое - менее 17 см, примерно как крупный воробушек. Хвост разделен надвое, половинки клюва загнуты и в сомкнутом виде перекрещиваются. Это невероятно прочный вид клюва, который позволяет с легкостью ломать еловые и сосновые ветки или отдирать кору. Он идеально приспособлен для изъятия семян из шишек. Лапы короткие и сильные. Это позволяет птице висеть вниз головой и удерживать тяжелые шишки.

Самцы и самки очень отличаются по цвету. Особи мужского пола имеют воспаленно-красный или красно-оранжевый окрас брюшной части, спины и шеи, крылья и хвост обычно коричнево-серых оттенков. У самок яркие перья замещаются зеленовато-серыми с желтым подтоном.

Первые три года жизни "одежда" этих птиц только формируется. В раннем детстве их перья серого цвета.

Вес самца составляет примерно 35-40 г, а самки - 30-35 г. Размах крыльев - до 30 см. Длина каждого крыла 9-10 см, хвоста - 6-8 см, цевки - 2 см, а клюва - 1,5-2 см.

Пение этой птицы несколько похоже на смесь щебета и свиста. Название «клест» и происходит от звуков «кле-кле-кле», которые они создают. Поют эти птицы, только паря в воздухе, сидя на ветках, они молчат.

Среда обитания

Клест - это не перелетная птица. Однако процедура кольцевания зафиксировала отдельных особей, которые преодолели 3000 км. Среда их обитания зависит от урожая шишек - это основной корм клестов. Они постоянно ищут места, где можно было бы поживиться. Их клюв позволяет с легкостью выковыривать семена. Те места, где живут клесты, всегда богаты урожаем орешков.

Эти птицы предпочитают сосновые, еловые и смешанные леса, а в кедровых не живут. Гнезда эти птицы вьют из веток, утепляют мхом или перьями. У клеста нет причин бояться хищников, ведь питание семенами шишек насыщает организм птиц смолами и делает его горьким на вкус. После смерти их потому что забальзамированы при жизни.

На землю спускаются редко, более смело чувствуют себя на ветках. Они бесконечно ползают по деревьям в поисках еды. Помогает им легендарный клюв, из-за особой формы которого их прозвали северными попугаями.

Питание

Основной пищей являются семена шишек, клест есть только их ядра. Если зернышко плохо поддается обработке, птица просто выбрасывает его и ищет другую шишку. Упавшие орешки служат кормом для других лесных жителей. Урожайность этого продукта и определяет место, где живет клест в данный сезон.

При дефиците шишек он ест хвойные почки или смолу ели вместе с корой. В неволе с удовольствием лакомится червями, семенами подсолнуха и овсяной крупой.

Размножение

Клест - это морозостойкая птица. Как и остальные пернатые, они выводят потомство, когда есть достаточно еды. Птенцы рождаются и осенью, и весной, но чаще всего на Рождество. Гнезда строят на верхушках хвойных деревьев или под надежными лапами ветвей, чтобы защитить жилище от влаги. Обычно выбирают те места, которые богаты кормом, ведь в таком случае не придется оставлять надолго потомство без присмотра.

Стенки гнезда имеют два слоя переплетенных веточек. Утепляют «дома» мхом, перьями или клочками шерсти диких животных. Жилье получается весьма прочным и теплым, имеет свойства термоса.

Обычно в кладке 3-4 яйца. Цвет скорлупы варьируется от желтовато-белого до грязно-белого, по ней разбросаны сероватые или фиолетовые пятнышки. Вес яйца 3 г, длина - 19-25 мм, диаметр - 15-18 мм.

Несмотря на морозы, птица активно оберегает свое потомство. Насиживают кладку самки примерно 2 недели. В течение этого времени самец ухаживает за будущей матерью, носит зерна, предварительно размягчив в зеве. Это один из элементов брачного ритуала. На 5-й день птенец клеста покидает гнездо, но клюв его еще не загнут. Поэтому родители помогают добывать ему пищу первое время.

Когда клюв сформирован, молодые клесты учатся добывать семена из шишек. С этого момента они считаются полноценными взрослыми особями и начинают жить отдельно.

Окрас молодых птиц отличается от взрослых. Сначала их оперение сероватое, а на третьем году жизни они приобретают постоянную яркую одежду.

Чем отличается еловик от сосновика

На территории России обитают три вида этой птицы: клест-еловик, клест-сосновик и белокрылый клест. И первый, и второй живут в смешанных лесах в тесном соседстве. Вероятно, они сами не различают друг друга. брачные песни и другие нюансы очень похожи. Внешне они немного различаются цветом: у клеста-еловика оперение имеет воспаленно-красный оттенок, в то время, когда у сосновика цвет одежды не такой яркий и имеет желтоватый отлив.

Сосновик более брутальный на вид, грудинка у него шире, и клюв более пухлый. Некоторые орнитологи считают разделение клестов на сосновиков и еловиков ошибкой. Сосновик - один из вариантов еловика, который предпочитает лакомиться сосновыми шишками.

Процесс изъятия корма из шишки

Первым делом клест срезает шишку, словно ножницами. Удерживая ее за хвостик, пытается вытащить кушанье на удобную горизонтальную поверхность. Это, поверьте, не так уж и просто. Он балансирует своим хвостом и свободной лапой. Если одной ногой шишку не удержать, то клест прижимает ее всем брюшком. Сейчас речь идет именно об еловике. От частого соприкосновения с шишками на брюшке добытчика часто остается смоляной след.

Сначала птица проникает под чешуйку и разрывает ее. Если же шишка открыта, то птица проникает вглубь и вытаскивает семечко. На помощь приходит шершавый язык.

Но шишка очень тяжела для хрупкой птицы. И она часто падает до того, как клест успеет собрать весь урожай. Поэтому птица в лучшем случае съедает 1/4 семян.

Ареал обитания

Все клесты обитают в Северном полушарии. Многие считают их таежными птицами. Но это не совсем верно. Клест живет в Евразии, Америки и Африки. Места гнездования этих птиц непостоянны, ведь эти пернатые постоянно летают в поисках еды. Если год выдался неурожайным на шишки, то клесты могут улететь из леса даже в степи. На первый взгляд птицы кажутся не очень умелыми, но эта мысль сразу уходит, когда видишь, как они быстро перемещаются по веткам и переворачиваются вверх ногами.

В Северной Америке тоже встречается еловик. Даже есть один из подвидов этих пернатых, которые обитают только на острове Гаити.

Клест - это очень забавная и общительная пташка. Он быстро адаптируется к новым условиям обитания. У него есть большой талант передразнивать голоса других птиц.

В хороших условиях неволи пернатые могут прожить и до 10 лет, если для них будут созданы условия гнездования. Если не поддерживать пищевые потребности и температурный режим, то оперение птицы бледнеет до серовато-зеленых оттенков, и клест погибает.

Они весьма смекалистые существа, поэтому могут легко открыть клетку. Владельцы клестов признаются, что общение с этими птицами и наблюдение за их поведением приносит море положительных эмоций.

Несколько интересных фактов

  • Предки современных особей появились 9 миллионов лет тому назад.
  • Зимой клест может курлыкать свои песни даже в пятидесятиградусный мороз.
  • На Украине клестов называют шишкарями, а в Беларуси - крыжадзюбами.
  • Эти птицы своеобразно кормят своих птенцов: они роняют им в рот комочки пищи, если промахнулись, то заново начинают процедуру.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Курьяновская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Второй класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Урок в режиме технологии

личностно ориентированного обучения

« С КЕМ ДРУЖИТ ЕЛЬ?»

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Великанова Юлия Анатольевна

Тема: «С кем дружит ель?»

Цели:

Образовательные: создать условия для выявления взаимосвязей между растениями, животными и человеком.

Развивающие: способствовать формированию умений:

    выдвигать гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    оформлять результаты работы в виде плаката;

    рецензировать творческую работу одноклассников.

Воспитательные: через содержание учебного занятия подвести учащихся к мысли, что именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Методы обучения: частично – поисковый, исследовательский.

Средства обучения:

    Репродукция картины И.И.Шишкина «Ель», «Лесная глушь».

    Самодельные учебные пособия:

    кукла Лесовичок;

    конверт с заданием для самостоятельной работы;

    карточки-тесты с дополнительной информацией;

    карточки-инструкции;

    треугольники зелёного цвета для познавательной игры «Узнай новое о ели»;

    рисунки животных и растений елового леса.

Использованная литература.

    Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2000.

    Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1991.

    Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа, 1995.

    Чиркова Е.Б. Модель урока в режиме технологии проектного обучения // Начальная школа, 2003 №12.

    Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: Академия развития, 1997.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, а в начале улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие?

Д. Весёлым, интересным, хотим узнать что-то новое.

У. Вспомним правила поведения на уроке:

    на уроке будь старательным, будь спокойным и … / внимательным/;

    говорите чётко, внятно, чтобы было всё… /понятно/;

    если хочешь отвечать – надо … /руку поднимать/;

    будь прилежным на уроке, не болтай, ты не … /сорока/;

    если друг стал отвечать, не спеши … /перебивать/;

    а помочь захочешь другу – подними … /спокойно руку/;

    знай: закончился урок, коль услышал ты … /звонок/;

    когда звонок раздался снова … /к уроку будь всегда готовым/.

2. Целеполагание и мотивация.

У. Начнём с повторения. К нам пришёл Лесовичок, принёс иллюстрации. Рассмотрите их, назовите каждое растение.

Д. Ель, сосна, берёза, осина.

У. Как назвать одним словом?

Д. Деревья.

У. Разделите деревья на две группы, поясните.

Д. Ель, сосна – хвойные растения, берёза, осина – лиственные растения.

У. Назовите отличительные признаки хвойных растений.

Д. Круглый год стоят зелёные, листья видоизменены в иголки, в конце зимы созревают шишки с семенами.

У. О каком дереве пойдёт сегодня речь, узнаем из письма /письмо читает ученик/:

«Я росла в лесу, недалеко от дома лесничего. Летом меня поливали дожди, зимой засыпало снегом. Вокруг шла обычная лесная жизнь: туда - сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. Я выросла и превратилась в красивое молодое деревце. И, наконец, сбылась моя мечта попасть в город, к людям на праздник. Я была счастлива в нарядных блестящих украшениях, но… Счастье было недолгим: закончилось новогоднее представление, и меня выбросили, как ненужную вещь».

У. О каком дереве идёт речь?

Д. О ели.

У. Что вы знаете о ели? /Свободные высказывания не комментируются учителем, но возможны замечания и вопросы «Это интересно…», «Ты думаешь, что прав?», «Откуда ты это знаешь?».

У. Очень часто люди губят ели, вырубая на новогодний праздник тысячи и сотни тысяч ёлочек. Правильно ли это? Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Жизнь каких животных и растений зависит от ели? Чтобы ответить на эти вопросы, поближе познакомимся с елью.

3.Формирование новых знаний и умений.

У. В нашем краю ель – одно из наиболее распространённых деревьев в лесу. Что же оно собой представляет?

    Познавательная игра «Узнай новое о ели».

Каждая часть ели представляет собой треугольник зелёного цвета. Всего треугольников четыре. Они находятся у доски в горизонтальном положении. С обратной стороны каждого треугольника дана дополнительная информация о ели:

Известно 45 видов ели.

В нашей стране растёт 10 видов ели.

Высота взрослого дерева 30 – 40 метров.

Толщина ствола достигает 1 метра.

Хвоя держится на дереве 7 – 9 лет.

В лесах встречается ель европейская и ель сибирская.

Учащиеся выходят к доске по одному. Прочитав информацию вслух, они прикрепляют треугольники один под другим, составляя ёлочку.

    Беседа по картине И.Шишкина «Лесная глушь».

У. Как называются леса, в которых растут ели вместе с берёзами, осинами?

Д. Смешанные.

У. Как называются леса, в которых растут только ели?

Д. Еловые.

У. Какой же он, еловый лес? Посмотрите на репродукцию картины И.Шишкина и попробуйте ответить на вопрос: «Какой же он, еловый лес?»

Д. Свободные высказывания.

У. « Художник изобразил е6ловый лес и таинственным, и сказочным, и изумрудным, и молчаливым, и сумрачным. Здесь мало света даже в солнечный день. Еловые лапы с жёсткими хвоинками растут почти до самой земли, и задерживают солнечные лучи. Может показаться, что в еловом лесу нет животных, мало растений. Так ли это?

    Физкультминутка «Дерево».

Дерево кончается где-то в облаках, Все стоят врассыпную, поднимают руки вверх.

Облака качаются на его руках. Качание поднятыми руками.

Эти руки сильные рвутся в вышину, Движение качания усиливается, корпус

Сгибается вправо, влево.

Держат небо синее, звёзды и луну. Во время качания перебирать пальцами.

    Работа в группах.

а). Планирование работы.

Лесовичок приносит задание для самостоятельной работы. Учитель знакомит учащихся с инструкцией по выполнению заданий. Подготавливает их к моменту исследования.

Инструкция для группы 1

1. Рассмотрите иллюстрации. Каким птицам и зверям ель даёт пищу и укрытие? Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?

Используёте дополнительный материал с листа.

2. Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 2

1.Рассмотрите иллюстрации. Какие растения произрастают в еловом лесу? Подумайте, что может произойти с этими растениями, если люди вырубят ели? Используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу.

Инструкция для группы 3

1.Какую ель лучше нарядить на праздник – живую или искусственную? Почему?

Для ответа на вопрос используйте дополнительный материал с листа.

2.Подготовьте одного выступающего по вопросу (второй ученик готовится дополнить ответ выступающего).

Учащиеся выясняют пути достижения цели. Определяют совместно с учителем конечный результат деятельности.

б). Сбор информации.

Учащиеся знакомятся с источниками информации, работая с инструкциями, отбирают главное содержание. Выполняют исследование: анализируют информацию, формулируют гипотезу, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант, конструируют ответ для обмена информации. Учитель координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Информация для группы 1

Жизнь белки, лесных мышей, дятла, клеста зависит от ели. Эти животные питаются семенами ели, прячутся среди её ветвей и под ними. Клесты строят на ели зимой гнёзда и выкармливают семенами своих птенцов. Заяц тоже может спрятаться под ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Так, в питании клеста есть следующая особенность: срывая шишку ели, он выедает из неё только часть семян, а затем бросает её. Сброшенные клестами шишки подбирают на снегу белки, дятлы, и это облегчает им поиск пищи. Но ещё важнее сброшенные клестом шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.

Информация для группы 2

Не всякое растение может жить в еловом лесу при недостатке света. Здесь встречаются теневыносливые растения, такие как мхи, черника, кислица, брусника. Они сравнительно малотребовательны к плодородию почвы.

В еловом лесу можно обнаружить грибы – сыроежки и рыжики. Грибы помогают елям расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдают деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывают из почвы. Грибы лечат лес, без них деревья болеют.

Часто в выгнутой шляпке гриба скапливается вода, которую пьют животные и птицы в жаркий день.

Информация для группы 3

Красива в заснеженном лесу ель. Как и летом, она стоит зелёная. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. Живёт до 500 лет. Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие с одного места в разные стороны (новая мутовка). По этим разветвлениям можно сосчитать, сколько ели лет. Ель растёт медленно, поэтому молодые ёлочки надо беречь. Под чешуйками шишек скрыты семена. В конце зимы чешуйки шишек раскрываются и семена высыпаются.

Только в нашем селе к новогоднему празднику каждый год вырубается более 50 елей.

В). Фронтальная работа – выступление групп. Оформление результатов работы.

Каждая группа отвечает на поставленный вопрос. Оформляет результаты своей работы на магнитной доске: животные и растения рядом с елью. Учитель внимательно слушает и помогает рецензировать работу.

Отвечая на вопрос: «С кем дружит ель?» - учащиеся делают вывод:

    в природе всё взаимосвязано;

    ель в лесу связана со многими живыми организмами – животными, растениями, грибами;

    человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

У. Как нужно относиться к природе?

Д. Бережно, по-хозяйски, любить, охранять.

У. У нас получился плакат (природоохранный знак), который можно установить около леса. Необходимо придумать надпись, призывающую беречь ели.

Д. Примерные ответы: «Берегите ели», «Охраняйте ель», «Не губите еловый лес».

4. Закрепление изученного материала.

Тест на правильность утверждения.

Учитель читает вопросы. Если учащиеся считают, что в предложении всё сказано правильно, они ставят «+» (крестик), если неправильно – «0» (нуль).

Тест на правильность утверждения

Итог занятия.

Учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Что нового мы узнали сегодня на занятии?

    Что понравилось?

    Что не понравилось? Почему?

    Что бы хотелось выполнить ещё раз?

У. Сегодня, ребята, вы мне очень понравились. Мне было приятно работать с вами. Спасибо вам за помощь в работе.

    Домашнее задание.

У. Нарисуйте ель в лесу, желательно с теми живыми организмами, которые живут вместе с нею.

Уралы

2013 г.

ТЕМА: С кем дружит ель?

Цели и задачи:

· формировать у учащихся представление о том, с кем дружит ель.

1. Обучающие:

· выяснить роль растений (ели) для животных – обитателей леса;

· установить взаимосвязь между объектами природы.

2. Развивающие:

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие операций мышления, памяти, внимания, речи.

3. Воспитательные:

· воспитание любви и бережного отношения к природе, к родному краю, понимание целостности в природе;

· воспитание аккуратности, трудолюбия.

Формы обучения:

· фронтальная;

· индивидуальная;

· групповая (пары).

Методы:

· наглядный;

· словесный (рассказ, беседа);

· практический (работа с пазлами);

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок - заочное путешествие в еловый лес.

Оборудование:

· искусственная ель;

· модели животных;

· раздаточный материал;

Ход урока

I Организационный момент.

У. Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

II Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний учащихся.

У. Послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.

Чудное дерево

И зиму, и лето зелено.

Высоко торчит,

Далеко глядит.

Весной цветет,

Летом плод дает,

Осенью увядает,

Зимой не умирает.

(ель)

У . Так о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Д. О ели.

У. Ребята, какая лесная красавица стоит перед вами?

Д . Елочка.

У. Поднимите руки те, кто хотел бы узнать что-то новое про ель.

(дети поднимают руки)

У. Поднимите руки те, кто хочет узнать, с кем дружит ель.

(дети поднимают руки)

У. А что еще вам интересно узнать?

У. Сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие в еловый лес и узнаем, с кем дружит ель.

За каждый правильный ответ вы будете получать шишки. Поэтому работать вы должны внимательно и на вопросы отвечать правильно.

У. А сейчас откройте тетради, запишите дату и тему урока: «С кем дружит ель?»

III Изучение нового материала.

У. Ребята, как вы думаете, нужна ли ель людям?

Д. Да. На Новый год приносят елку домой и украшают.

У. Сколько же нужно срубить елочек, чтобы каждый желающий мог нарядить ее дома?

Д. Сотни тысяч.

У. Тогда какие ели нужно наряжать?

Д. Искусственные.

У. Да, верно, лучше всегда наряжать искусственные ели. Вот и я сегодня на урок тоже принесла искусственную елочку.

Каждый год люди вырубают сотни тысяч елей, а растут они очень медленно. Но они очень нужны в лесу и поэтому ели нужно оставить.

У. Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, кому же нужна ель?

(чтение стихотворения с интерактивной доски)

У. Ирина Токмакова.

Ели на опушке,

До небес макушки,

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата – елочки

Тонкие иголочки,

У лесных ворот

Водят хоровод.

У. Так кому же нужна елочка?

Д. Своим внучатам.

У. Ребята, но кроме внучат, она еще многим нужна. Вот сейчас мы с вами и выясним, кому же в лесу нужна ель. Сейчас мы будем строить схему.

У. Ребята, что растет на ели?

Д. Шишки.

У. Рассмотрите образцы, которые лежат у вас на партах. На образцах вы видите веточку ели, шишку и семена шишек.

Эти веточки я взяла с ели, которую ставили у нас в школе. Ель уже убрали, а я использовала веточки, чтобы показать вам.

1. У. Скажите, кто в лесу питается семенами шишек на ели?

Д. Белка.

У. Сейчас нам … расскажет о белке, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Белка.

В лесу белка живет в дупле. Если нет дупла, строит гнездо – это шар из разных веточек, стеблей, мха. В стужу белка может несколько дней не выходить наружу.

Главный корм белок – семена хвойных деревьев (елей, сосен). Чтобы белка была сыта, за один день она должна опустошить 28 еловых шишек. Когда шишек мало, белка может питаться древесными почками, особенно еловыми. Срывают на дереве кончики веточек, почки выгрызают, а веточки бросают. Если под деревьями много таких веток, значит, плохо белкам. Правда, помогает то, что они летом запасают на зиму корм: желуди, лесные орехи, грибы.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, из рассказа мы узнали, что белка не может жить без шишек, которые растут на ели. Мы можем от ели поставить стрелочку к белке?

Д. Да.

У. Куда же мы с вами поместим нашу белочку?

Д. На ветку елочки.

2. У. Ребята, когда белка шелушит шишки, некоторые семена падают вниз на землю. А внизу живет, как вы думаете, кто?

Д. Мышь.

У. Правильно. Мышка подбирает семена и про себя благодарит белочку.

У. Сейчас нам … расскажет про мышь, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Мышь.

Мыши обитают повсюду. Они небольшие по величине. Мыши роют норки, где запасают корм на зиму. Питаются мыши растениями, семенами растений, подгрызают корни растений. Большинство мышей плодовит, т. е. имеют много детенышей.

Мыши ведут активный образ жизни и днем, и ночью. Они боятся птиц и ведут себя осторожно. Ловко прячутся под ветками елей, спасаясь от врагов.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы от ели поставить стрелочку к мышке?

Д. Да.

У. А как ель дружит с мышью?

Д. Мышь питается семенами ели и прячется под ветками от врагов.

У. Значит, я ставлю стрелочку от ели к мышке.

У. А куда же мы поместим мышку?

Д. Под елочку.

3. У. Сейчас мы с вами узнаем, с кем еще дружит ель.

У. На ветках ели селятся птицы, которых называют клест. Часто рассказы о клестах начинаются с таких слов: «Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Это птичка – клест».

У. Сейчас про клеста расскажет нам … . А мы внимательно послушаем и постараемся запомнить.

(рассказ ученика)

Клест.

Самка клеста выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Самец заботится о ней, кормит. Самка сидит на маленьких птенцах, обогревает их. Птенцы рождаются с таким же пухом, как и любые малыши других птенцов. С возрастом пуха у птенцов становится больше. Самка иногда оставляет их, улетая за кормом. Птенцы лежат, спрятав голову под живот, и, конечно, мерзнут. Но, когда мать возвращается, быстро отогреваются. Появляются птенцы обычно в конце зимы, в феврале. Клесты могут размножаться и зимой, и летом, и осенью. Зимой клесты гнездятся обычно там, где на елях и соснах большой урожай шишек. Клесты живут стайками. Прилетев стайкой на какую-нибудь большую ель, производят иногда прямо-таки град из шишек, потому что часто роняют шишки, почти не съев семян.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Куда же мы поместим клеста?

Д. На ветки ели.

У. Ребята, клест питается шишками ели, поэтому иногда его называют клест - еловик. Клюв у этих птиц своеобразен, они легко им шелушат шишки и добывают семена. Поэтому, если на ели много шишек, то и зимой у клестов много корма.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с клестом?

Д. Да.

У. А куда же мы поместим клеста?

Д. На ветку ели.

У. Я ставлю стрелочку от ели к клесту.

4. У. Ребята, скажите мне, пожалуйста, какую птицу называют лесным доктором?

Д. Дятла.

У. Сейчас нам … расскажет про дятла, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Дятел.

Летом дятел питается насекомыми, зимой ест семена ели и сосны. Сорванные шишки не разбрасывает, а тщательно извлекает из них почти все семена. Дятел ловко обследует щели на коре деревьев, долбит кору, достает личинок, жуков. Дятел лечит ель, уничтожая вредителей. Обычно дятел обыскивает не стволы деревьев, а более тонкие ветки.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Можем ли мы назвать дятла и ель друзьями?

Д. Да.

У. Почему?

Д. Дятел питается семенами ели, и лечит ель.

У. Ребята, я поставила две стрелки. Как вы можете это объяснить?

Д. Они помогают друг другу.

У. Молодцы, ребята, вы внимательно слушали.

У. Так куда же мы поместим дятла?

Д. На ветку ели.

5. У. Ветки ели растут низко от земли. Заяц, убегая от хищников, запутывает свои следы, а затем делает резкий прыжок в сторону.

У. Сейчас нам о зайце расскажет …, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

(рассказ ученика)

Заяц.

Заяц к зиме становится белым, только кончики ушей у него остаются черными. Заяц – это ночное животное. День проводит в укромных местах: под поваленным стволом, в кустах, прячется в ветках ели. В сильные морозы заяц роет в снегу нору. Питается он тонкими ветками осины, ивы березы. С толстых веток сгрызает только кору. Также заяц питается сухой травой.

У. Молодец, …, садись на место.

У. Ребята, можем ли мы сказать, что ель дружит с зайцем?

Д. Да.

У. А как она с ним дружит?

Д. Ель прячет зайца от врагов.

У. Я соединяю стрелкой от ели к зайцу.

У. Куда мы поместим зайца?

Д. Под елочку.

У. Ребята, у нас получилась вот такая схема, по которой мы видим, как много животных дружит с елочкой.

дятел клест

ель белка

заяц мышь

У. Как вы думаете, можно ли вырубать ель в лесу?

Д. Нет.

У. Спору нет – украшенная елка на Новый год в доме – радость. Но все-таки подумайте, пройдет немного времени, она засохнет и погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет и без которого так трудно обойтись лесным жителям?

А искусственная елка, хоть и не имеет прекрасного запаха, зато не осыпает иголки, может стоять долго и всегда будет яркой и красивой.

Еще ель приносит огромную пользу нам с вами. Хвойный лес очень хорошо очищает воздух.

IV Физкультминутка.

У. А сейчас встанем и немножко отдохнем.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели – елки – елочки. (руки вверх – в стороны – вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх)

Внизу на елочках – роса. (руки – вниз, присели)

V Закрепление .

1. У. Ребята, вы внимательно слушали и меня, и своих товарищей, а сейчас скажите, кому же нужна ель?

Д. Животным.

У. Кто помогает ели?

Д. Дятел.

У. А кому ель помогает?

Д. Клесту, зайцу, белке, мышке, дятлу.

У. Молодцы, ребята.

У. У нас получилась вот такая схема. Сейчас вы ее нарисуете к себе в тетрадь.

(самостоятельная работа в тетради)

У. Сейчас мы с вами будем разгадывать кроссворд. Я проверю, как вы внимательно слушали своих товарищей и меня.

У. Я буду загадывать загадки, кто знает отгадку, поднимает руку и отвечает. Я буду спрашивать тех, кто сидит правильно и поднимает руку. За правильный ответ вы будете получать шишку.

1) Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что до темна

В норке прячется она. (мышка)

2) Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит и легче. (дятел)

3) У косого нет берлоги

Не нужна ему она.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (заяц)

4) Кто там прячется, шуршит,

Клее-кле-кле! - поет со свистом. (клест)

5) Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (белка)

У. Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и запомнили.

2. У. Ребята, поднимите руки, кто любит собирать пазлы. Я думаю, что вы все умеете работать с пазлами.

У. Вот сейчас мы с вами и будем их собирать.

У. У вас на партах лежат пазлы, работать вы будете в паре. Когда закончите собирать, подумайте, как это связано с нашей елочкой.

(работа в паре)

У. Закончили, ребята. Поднимите руки, у кого получилась белочка.

У. А как она связана с елочкой.

У. У кого получился дятел? Поднимите руки.

У. Как дятел связан с елочкой.

У. У кого получилась мышь?

У. А как она связана с елью?

У. Поднимите руки, у кого получился клест.

У. Он как связан с елью?

У. У кого получился заяц?

У. А как заяц связан с елью?

VI Итог урока

У. Кого мы с вами встретили, путешествуя по лесу?

Д. Дятла, мышь, белку, клеста, зайца.

У. А теперь посчитайте у кого, сколько шишек получилось.

(подсчет шишек)

У. Ребята, шишки, которые вы заработали, остаются у вас. А наиболее активные учащиеся получают по 5 баллов в журнал.

VII Дача домашнего задания.

У. Дама вы должны будете сочинить сказку о том, с кем дружит ель и оформить книжку-раскладушку.

Берегите русский лес!

Он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес!

Список используемых источников:

1. Окружающий мир (учебник) //Москва, 2012г.

2. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть (учебное издание) //Москва, 1995г.

3. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ (окружающий мир)//Москва, 2001г.

Вспомним

  1. Что мы назвали невидимыми нитями? На какие группы мы их разделили?
  2. Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

С кем дружит ель?

Отправимся на поиск невидимых нитей в зимний лес.

Вот перед нами красавица-ель. Это прямое, стройное дерево. Оно может быть очень высоким. А живёт до 500 лет! Густо покрывают ствол ветви с зелёной хвоей. На многих из них мы увидим шишки, а в них обнаружим семена.

Для лесных животных ель - кормилица и защитница.

Белки, дятлы, клесты умеют ловко доставать семена из её шишек. Это для них главный корм в зимнее время. А то, что они не съедят, уронят, подберут на снегу лесные мыши.

В густых еловых ветвях белки и птицы укрываются от врагов. А клесты здесь зимой ещё и гнёзда вьют, птенцов выводят! Холод им не страшен, если корма достаточно.

У многих елей ветви почти до самой земли дотягиваются. За этим зелёным занавесом и заяц может спрятаться от ветра и хищного зверя.

  • Проследите по схеме связи между елью и лесными животными.
  • Используя свои знания о зимней жизни птиц и зверей, приведите другие примеры невидимых нитей в зимнем лесу (8).

Как животные друг другу помогают

Посмотрим, как поживает наша старая знакомая - сойка. В своих кладовых она припрятала много желудей и теперь разыскивает их и поедает. Но вот беда: сойка не умеет доставать жёлуди из-под глубокого снега. Что же ей делать?

На помощь приходит белка. Для неё кладовые сойки - чудесная находка. Ловко раскопав глубокий снег, белка съедает часть желудей. После неё на разрытое место прилетает хозяйка кладовой и доедает то, что осталось.

Но это ещё не все лесные хитрости.

Белке помогают прокормиться... клесты. Оказывается, клёст выедает из шишки только небольшую часть семян. Затем бросает шишку, и она достаётся белке.

Но не только белкам невольно помогают клесты! Брошенные ими шишки нередко подбирает дятел. А ещё чаще их находят и доедают полёвки и лесные мыши.

Вот как тесно связаны между собой разные животные в зимнем лесу!

Поиграем!

    Придумайте и разыграйте с ребятами сценки из жизни зимнего леса, исполнив роли различных животных. Можете использовать для игры костюмы и маски.

Подумаем!

  1. Как нарушилась бы жизнь леса, если бы вдруг исчезли все дубы? все сосны и ели? все белки? все клесты? все сойки?
  2. Какие связи мы изучали на уроке? Выбери правильные ответы: а) связи между неживой и живой природой; б) связи между растениями и животными; в) связи между различными животными; г) связи между природой и человеком.

Проверим себя

  1. Почему мы назвали ель кормилицей и защитницей?
  2. Жизнь каких животных зависит от ели?
  3. Как связаны между собой сойка и белка в зимнем лесу?
  4. Как клёст помогает прокормиться другим животным леса?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наумовка

С кем дружит ель?

Выполнил: ученик 2 класса

Галиев Альберт

Руководитель: учитель начальных

классов Галиуллина Г.С.

Введение.

  1. Теоретическая часть «О ели»
  2. Исследовательская часть.

Выводы.

Список литературы.

Введение.

Актуальность. Данную тему я считаю очень актуальной, так как каждую зиму под Новый год вырубается огромное количество елей. Их численность уменьшается. А ведь для многих птиц и зверей без ели очень тяжело. Кто-то остается без корма, кто-то лишается жилища и укрытия.

Цель. Изучить связи между елью, животными и человеком.

Объект исследования . Ель обыкновенная.

Гипотеза. Если люди вырубят ель, что произойдет с животными леса.

Методы исследования . Наблюдение, поисковый.

  1. Теоретическая часть «О ели»

Ель - красивое, стройное дерево, относится к вечнозеленым растениям. Высота взрослого дерева 30-40 метров. Толщина ствола достигает 1 метра. Живет ель 250-300 лет, встречаются деревья и в возрасте 400-500 лет. Известно 45 видов ели. В нашей стране растет 10 видов ели. Хвоя держится на дереве 7-9 лет. Древесина ели мягкая и легкая. Она используется в строительстве, в бумажной промышленности, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов. Например, пианино делают из ели. Из древесины ели изготавливают самые лучшие скрипки. Из еловой древесины вырабатывают деготь, смолу, скипидар. Хвоя ели жесткая и короткая, она служит источником витамина С.Ели не страшен любой снегопад. Под тяжестью снега ветви ее прогибаются, и снег сползает с них. Широкие ветки ели очень пружинистые. Снег гнет их к земле, но никогда не ломает.

  1. Исследовательская часть.

Во время экскурсии в лес я нашел под елью различные шишечки

-шишечки без веточек;

-шишечки, имеющие кусочек веточки;

-очищенные стерженьки шишек.

Я решил узнать, кто же оставляет такие шишки.

Оказывается, шишки, на которых не сохраняются веточки, оставляет большой пестрый дятел. Он находит в стволе дерева щель - «станок». Затем отправляется на поиски шишки. Найдя подходящую, он несколько раз ударяет клювом по черешку и, повиснув на шишке, отрывает ее тяжестью своего тела. Шишка отрывается в месте своего прикрепления, а потому на ней не сохраняется веточки. Оторванную шишку дятел несет к «станку». Он обрабатывает ее очень основательно, и она бывает сильно разбита.

Шишечки, имеющие кусочек веточки, оставляет клест . Клест – мелкая воробьиная птица с яркой окраской: самцы окрашены в буровато-красный цвет, самки – в зеленовато-желтый. У них перекрещенный клюв. В отличии от дятлов, они появляются на дереве целой стайкой, лазают по ели, помогая себе клювами, повисают вниз головой, выбирая шишку. Затем клест перекусывает клювом, как ножницами, веточку, на которой она растет. Поэтому шишка, обработанная клестом, всегда имеет кусочек ветки с сохранившейся на ней хвоей. Затем клесты устраиваются на этом же дереве и, стоя на одной лапке, другой поддерживают шишку. Клест засовывает клюв между чешуйкой и стержнем шишки и языком извлекает семечко. Птицы поедают совсем немного семян, а затем роняют шишку на снег.

Очишенные стерженьки шишек, оказывается, оставляют белки . Зверьки срывают шишки с веток или подбирают их на снегу. В первом случае они устраиваются на ветвях ели и принимаютчя поедать семена. Белка отрывает чешуйки, начиная с основания шишки. Когда шишка бывает полностью использована, выглядит она следующим образом: нетронутым остается только стерженек с небольшим пучком чешуй на самой вершине. Чешуйки, которые белка роняет, выбирая семена, падают вниз. Здесь же лежат полностью очищенные стерженьки.

Когда белка подбирает шишки со снега, она обычно находит пень и обрабатывает их на нем. На пеньке остается кучка чешуек и несколько стерженьков. Все это, оказывается, называют «столовой белки».

Семенами ели питаются самые маленькие птицы лесов Башкортостана – корольки желтоголовые. Это самая маленькая из наших птиц, весит королек около 6 граммов.Окраска оперения у корольков зеленоватая, на темени ярко – желтое продольное пятно – «корона»

Шишечками, упавшими на снег, питаются лесные мыши, кабаны . Даже медведь забирается за шишками на ель.

Итак, получается, что дятлы, клесты, белки, корольки, лесные мыши, кабаны, медведи находят корм на ели.

Каким зверям и птицам ель дает жилище и укрытие?

Оказывается, дятел гнездится в дуплах, которые делает сам в стволе ели.

Большую часть жизни белки проводят на деревьях, перепрыгивая с ветки на ветку и даже с дерева на дерево, делая прыжки в 4-5 м. Белки чаще делают гнезда на ели, на большой высоте,у самого ствола срели густых ветвей. Они нередко селятся в естественных дуплах или сделанных дятлом.

Клест может гнездиться в любое время года –осенью или даже зимой.Чаще всего они гнездятся в конце зимы, когда еще держатся сильные морозы и лежит снег. Гнездо они строят на высоких елях под прикрытием густых ветвей, защищающих гнездо от непогоды. В зимнюю стужу клесты выводят птенцов. Еловыми семенами они выкармливают своих птенцов.

Зайцы проводят день в укромных местах: под пнем, под густыми ветвями ели, потому что ветви обычно расположены низко, иногда у самой земли.

В лесах с преобладанием ели весной раздается много птичьих голосов. Это зяблики и певчие дрозды.

Перед новогодним праздником люди покупают и приносят в дом хвойное деревце-ель или сосну. Радуются лесной гостье, украшают ее. Но заканчиваются праздничные дни и елка никому уже не нужна. Она засохла и погибла! Посмотрите вокруг-всюду валяются елки и сосны! Стоило ли ради нескольких праздничных дней губить ценное, неповторимое по красоте дерево, которое может жить несколько сотен лет? И без которого так трудно обойтись лесным животным? Не лучше ли нарядить искусственную елку? Ведь в настоящее время в продаже имеются многообразные, очень красивые, искусственные елочки. Каких только нет!

Перед Новым годом каждый учащийся нашего класса получил задание: написать письмо от Елочки. Прочитав их, мы сочинили коллективное письмо и развесилиего по нашему поселку.

Письмо –просьба от Елочки.

Письмо –просьба от Елочки.

Здравствуйте, уважаемые жители поселка Наумовка!

Через несколько дней самый долгожданный и веселый праздник взрослых и малышей – Новый год! И наверняка, многие из вас мечтают пригласить меня в гости к себе домой и украсить. Спору нет, когда я у вас в гостях – в доме радость, веселье и звонкий смех. Но пройдет немного времени, я засохну и погибну. И вы выбросите меня на улицу! Когда вы меня рубите, мне, как и всем живым существам, очень больно. Когда вы меня выбрасываете – еще больнее. Мне не хочется умирать! Я жить хочу! Ведь я нужна не только вам. Без меня погибнут от голода дятлы, белочки, клесты, лесные мыши, корольки. Зайцы, дятлы, клесты, белочки останутся без укрытия и жилища. Пожалуйста, пожалейте всех нас! Не рубите меня, пожалуйста! Люди, вы в ответе за меня и за тех, с кем я дружу!

Елочка.

Выводы.

  1. Дятлам, клестам, белкам, королькам, ллесным мышам, кабанам и даже иногда медведям ель дает корм. Поэтому их жизнь зависит от ели.
  2. Дятлам, клестам, белкам, зайцам, зябликам и певчим дроздам ель дает укрытие и жилище.
  3. Животные, жизнь которых во многом зависит от ели, связаны не только с ней, но и между собой. Клест, срывая шишку, выедает только часть семян, а затем бросает ее. Сброшенные шишки подбирают белки, дятлы. Но еще важнее сброшенные шишки для лесных мышей, которые не могут сами сорвать их с дерева.
  4. Именно человек в ответе за ель и за тех, с кем она дружит.

Список используемой литературы.

1.Гайсина Р.С. Природа родного Башкортостана: Учебное пособие для младших школьников. - Уфа: Китап, 2009.-176 с.: ил.

2. Журнал «Начальная школа» №12, 2003.

3. Журнал «Начальная школа» №4, 2001.

4.Журнал «Начальная школа» №4, 2000.

5. Журнал «Начальная школа»№6, 1990.

6.Кучеров Е. В. Природа Башкортостана. – Уфа: Китап, 1994. – 128 с.

7.Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный… Учебное пособие для учащихся, Уфа, 2001. – 96 с. с ил.

8.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Растения Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002.

9.Плешаков А.А.Мир вокруг нас: Учебник для 2 класса четырехл. нач. школы. М.: Просвещение, 2002.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Презентация чтение как отражение времени Презентация чтение как отражение времени Анализ производительности труда и влияющих на нее факторов Анализ производительности труда и влияющих на нее факторов