Рисунки волка травление в металлах. Олег Гущин. Художественное травление мастеркласс. Травление металла - наши работы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Художественное травление металла

Мастерам оружейных дел художественное травление известно издавна. Оно заменило один из трудоемких процессов – ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств. Техникой травления довольно легко можно на любом металле воспроизвести рельефный или углубленный орнамент, текст, сюжет.

При таушировании (тауширование – насечка) травлением образуются канавки для запрессовки проволоки или металлических контрастирующих полосок. Требуется только небольшая доводка, которая заключается в расширении днища канавок, что значительно экономит время по сравнению с выполнением этих углублений техникой гравировки.

Художественное травление бывает химическим и гальваническим. Гальванический способ более эффективен и менее вреден, так как раствор электролита не выделяет ядовитых газов, которые при химическом способе неизбежны.

Сущность технологического процесса изготовления художественных изделий методом химического травления в том, что металлическое объемное изделие или пластину местами покрывают кислотоупорным лаком, а затем опускают в травильную ванну, где под действием травителя на открытых участках изделия образуется углубленный рисунок.

Процесс химического травления несложен, но художественное исполнение гораздо труднее, так как требует тщательной, кропотливой работы по созданию композиции рисунка и четкого его переноса на подготовленное изделие.

Подготовка изделия к химическому и гальваническому травлению существенно не отличаются. Перед травлением поверхность изделия зачищают, шлифуют, полируют, обезжиривают, промывают и просушивают. Обезжиривание производят в подогретом до 50°С 10 процентном растворе едкого натра в течение 5 минут. Затем изделие на 1 – 2 минуты переносят в 15 процентный раствор серной кислоты и хорошо промывают в горячей воде, чтобы покрывной лак прочно держался на поверхности металла и в процессе травления не отслаивался. В качестве покрытия применяют битумный лак или специальную покрывную смесь, состоящую из 1 части белого воска, 2 частей мастики, 1 части битума. Компоненты при постоянном перемешивании сплавляются в металлической банке до образования однородной массы. Затем остывшую смесь разрезают на небольшие кусочки и заворачивают в прочную чистую ткань. Получаются своеобразные тампоны для покрытия заготовок. Металлическую пластину перед травлением слегка подогревают на электрической плитке и водят по нагретой поверхности заготовки тампоном. Расплавленная смесь, просочившись через ткань, распределяется по пластине тонким равномерным слоем.

При травлении очень важно, чтобы слой покрытия был однородным, имел повсюду одинаковую толщину и плотность.

Толстый слой лака будет отслаиваться и выкрашиваться при нанесении рисунка иглой, поэтому его лучше сразу же с поверхности заготовки удалить растворителем и после соответствующей подготовки вновь нанести на изделие, так как брак травления исправить невозможно.

На покрытую лаком и остывшую заготовку наносят тонкий слой белой гуаши, дают ей высохнуть и отточенным твердым карандашом переводят рисунок или текст.

Затем острой чертилкой или гравировальной иглой аккуратно процарапывают рисунок, соскабливая лак. Качество готового изделия зависит от тщательности операции прорезания рисунка.

Второй способ нанесения рисунка заключается в следующем: на чистую поверхность заготовки кисточкой наносят разогретую жидкую смесь или лак, т.е. сразу переводят рисунок, а после затвердения смеси или лака ретушируют и уточняют чертилками, иглами и иным инструментом. Затем заготовку помещают в травильную ванну с приступают к травлению. Для химического травления мастерская должна быть оборудована кислотоупорными ваннами и вытяжными шкафами. Кроме них необходимы защитные средства при работах с кислотами и агрессивными растворами.

В качестве травителей чаще всего применяют разбавленные кислоты, чтобы металл медленнее растворялся. Если металл растворяется быстро, кислота проникает под слой покрытия и рисунок утрачивает четкий контур. При этом повышение интенсивности действия кислоты приводит к разрушению покрывной смеси на больших участках изделия и приводит к браку. Кроме того, очень сложно надежно контролировать глубину травления.

Скорость травления определяют по интенсивности выделения пузырьков газа, которые поднимаются от мест травления. При бурном выделении пузырьков в травильный раствор нужно добавить дистиллированной воды.

В процессе травления на поверхности изделия оседают пузырьки, которые могут задерживать процесс травления. Их необходимо удалять чистым гусиным пером.

Для проверки глубины травления в ванную одновременно с изделием помещают контрольный образец и рисунком из того же материала. Образец вынимают, промывают в проточной воде и замеряют глубину рисунка. По ней судят о глубине и времени травления. Если необходима различная глубина травления, то изделие время от времени извлекают из ванны, промывают, просушивают и покрывают лаком те места, которые достаточно протравились. Затем травление продолжается. По окончанию процесса, изделие вынимают из ванны, хорошо промывают в воде, растворителем удаляют лак, и окончательно полируют. Если по замыслу необходима декоративная отделка, используют эмали, чернь и др.

Для химического травления применяют следующие составы разбавленных травильных растворов:

1. для изделий из золота – разбавленная "царская водка";

2. для изделий из железа и стали – азотная кислота 1 ч., дистиллированная вода – 2 ч.;

3. для изделий из цинка – азотная кислота 1ч., дистиллированная вода – 4 ч.;

4. для изделий из латуни, бронзы, меди – хлорид железа 400 г, дистиллированная вода 1 л;

5. для изделий из стекла, эмали – плавиковая кислота: для изделий из алюминия – хлорид железа 1 ч., дистиллированная вода 3 части.

Для гальванического травления должен быть источник постоянного тока напряжением 4 – 10 В и ванны из изолирующего материала для электролита (насыщенный раствор железного купороса – для стали, железа; медного купороса – для меди, латуни, бронзы), дистиллированная вода.

Подготовленное изделие подвешивают к штанге с клеммой "плюс" (анод) и помещают в электролит. К клемме "минус" (катод) присоединяют пластинку из любого металла и подключают ток.

Анодное травление происходит вследствие электролитического растворения металлов и механического открывания с поверхности изделий пленки окислов выделяющимися пузырьками кислорода. Поверхность протравленных участков изделия приобретает слегка шероховатую, чистую поверхность.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Чеканка, басма, насечка автора Федотов Геннадий Яковлевич

ДЕКОРАТИВНАЯ ОТДЕЛКА МЕТАЛЛА Готовое изделие – будь то ювелириос украшение, скульптурная отливка, чеканный рельеф или посуда, имеющая утилитарное назначение – обязательно на завершающем этапе подвергается декоративной отделке. Она не только улучшает внешний нид

Из книги Ремонт и реставрация мебели и предметов антиквариата автора Хорев Валерий Николаевич

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги Художественная обработка металла. Эмалирование и художественное чернение автора Мельников Илья

Из книги Художественная обработка металла. Коррозия и термическая обработка автора Мельников Илья

Из книги Художественная обработка металла. Закрепление камней в изделиях и художественное литье автора Мельников Илья

Из книги Сварка автора Банников Евгений Анатольевич

Из книги Слесарное дело: Практическое пособие для слесаря автора Костенко Евгений Максимович

Травление В описываемом ниже примере эскиз представлен 3 уровнями. В соответствии с этим метод кислотного травления использован последовательно при обработке 3 стекол толщинойпо 2 мм, которые в дальнейшем наложены друг на друга. Именно благодаря многослойному

Из книги автора

Художественное чернение Чернением называется украшение изделий из серебра и золота рисунками из черни, по внешнему виду напоминающую черную эмаль. Рисунки бывают орнаментальными и сюжетными.Чернь является древним способом декорирования художественных металлов –

Из книги автора

Художественное травление металла Мастерам оружейных дел художественное травление известно издавна. Оно заменило один из трудоемких процессов – ручную гравировку, не утратив при этом прежних художественных качеств. Техникой травления довольно легко можно на любом

Из книги автора

6.3. Газокислородное резание металла Для газокислородного резания металлов применяют водород, ацетилен, природный и нефтяной газ и др. При этом используются специальные резаки с мундштуками на конце, позволяющие смешивать газы и формировать необходимую форму

Травлением называется процесс, при котором часть металла удаляется с поверхности химическим способом. Используется такой метод для окончательной обработки детали, при подготовке заготовки перед нанесением покрытия (гальванического), а также для создания всевозможных рисунков, орнаментов и надписей.

Суть метода

Травление металлов предусматривает тщательную обработку поверхности. На изделие наносится защитное покрытие, которое стирают в месте рисунка. Затем используют или кислоты, или ванну с электролитом. Незащищенные места разрушаются. Чем больше время выдержки, тем глубже происходит травление металлов. Рисунок становится более выразительным и четким. Существуют различные способы получения гравюры (надписи): может протравливаться непосредственно само изображение или же фон. Зачастую такие процессы комбинируются. Также используют и многослойное протравливание.

Типы травления

В зависимости от используемого для разрушения поверхности материала вещества, выделяют следующие способы травления.

1. Химический метод (его еще называют жидким). При этом используются особые растворы на основе кислот. Таким образом наносят на сплавы орнаменты, надписи.

2. Электрохимическое травление металла - предполагает использование электролитной ванны. Ее заполняют специальным раствором. Также часто при этом используют соли свинца, которые предотвращают перетравливание. Этот способ имеет ряд преимуществ. Во-первых, рисунок получается более четким, а время, необходимое для завершения процесса, значительно сокращается. К тому же такая обработка металла экономична: объем использованной кислоты гораздо меньше, чем при первом методе. Еще одно несомненное преимущество - отсутствие вредных газов (протрава не содержит едкие кислоты).

3. Существует также и ионно-плазменный способ (так называемый сухой). В данном случае поверхность повреждается минимально. Такой метод используется в микроэлектронике.

Травление стали

В основном такую обработку используют для удаления окалины и различных окислов. Данная процедура требует тщательного соблюдения технологии, так как перетравливание основного металла нежелательно. В процессе применяют как химический способ, так и электролитные ванны. Для приготовления растворов используется соляная, серная кислоты. Все детали требуют тщательного обезжиривания поверхности. Даже небольшой отпечаток пальца способен испортить заготовку. В качестве защитного покрытия применяют лак на основе канифоли, скипидара, гудрона. Однако стоит помнить, что составляющие - огнеопасные вещества, поэтому приготовление лака требует большой концентрации внимания и осторожности. После того как завершилась обработка металла, происходит непосредственно сам процесс травления. По его окончании деталь необходимо очистить от лака.

Протравы, используемые для стали

Очень часто для травления стали применяют раствор азотной кислоты. Также используется соляная, виннокаменная (с небольшими добавками азотной). Твердые марки стали протравливаются смесью азотной и уксусной кислот. Глифоген - это специальная жидкость на основе воды, азотной кислоты и алкоголя. Поверхность обрабатывают таким составом несколько минут. Затем промывают (раствор винного спирта в очищенной воде), быстро сушат. Это - предварительное протравливание. Только после таких манипуляций заготовки помещаются в травильный раствор. Чугун хорошо протравливается в растворе серной кислоты.

Травление цветных металлов

Медь и сплавы на ее основе протравливаются с помощью серной, соляной, фосфорной или азотной кислот. Процесс ускоряют растворы хроматов или нитратов. Первая стадия - это удаление окалины, затем происходит непосредственно травление латуни. Алюминий (и его сплавы) травятся в растворе едкой щелочи. Для литейных сплавов используют азотную и плавиковую кислоты. Заготовки с точечной сваркой обрабатываются фосфорной кислотой. Титановые сплавы протравливаются также в два этапа. Сначала - в едкой щелочи, потом в растворе серной, плавиковой, азотной кислот. Травление титана используется для удаления окисной пленки перед нанесением гальванических покрытий. Молибден обрабатывают раствором на основе едкого натрия и перекиси водорода. Кроме того, травление металлов (например, таких как никель, вольфрам) производится с помощью воды, перекиси водорода и муравьиной кислоты.

Существует несколько способов протравливания плат. В первом случае используется вода и хлорное железо. Его можно изготовить и самостоятельно. Для этого в соляной кислоте растворяют железные опилки. Смесь выдерживают некоторое время. Также травление печатных плат осуществляется с помощью азотной кислоты. Весь процесс длится около 10 минут. По его окончании плату необходимо тщательно протереть с помощью пищевой соды, так как она отлично нейтрализует остатки едкого вещества. Еще один состав для протравливания включает серную кислоту, воду, перекись водорода (в таблетках). Гораздо больше времени занимает травление плат таким составом: горячая вода, поваренная соль, медный купорос. Стоит отметить, что температура раствора должна быть не меньше 40 градусов. В противном случае травление займет больше времени. Можно протравливать платы и с помощью постоянного тока. В качестве посуды для данного процесса можно использовать стеклянную, пластиковую тару (она не проводит ток). Заполняют емкость раствором пищевой соли. Именно он является электролитом. В качестве катода можно взять медную (латунную) фольгу.

Процесс травления для других материалов

Широко распространен в настоящее время такой вид обработки стекла, как травление. Используются пары плавиковой кислоты, фтористого водорода. Сначала осуществляется кислотная полировка поверхности, далее наносится рисунок. После данных манипуляций изделие помещается в ванну с травильным раствором. Затем стекло тщательно промывают и очищают от защитного покрытия. В качестве последнего можно применять смесь на основе пчелиного воска, канифоли, парафина. Травление стекла плавиковой кислотой используется для придания ему матовости. Существует также возможность цветного протравливания. Соли серебра придают поверхности желтые, красные, синие оттенки, соли меди - зеленые, черные, красные. Для получения прозрачного, блестящего рисунка к плавиковой добавляют серную кислоту. Если необходимо глубокое протравливание, процесс повторяют несколько раз.

Техника безопасности при травлении

Травление металлов - довольно небезопасное занятие, которое требует большой концентрации внимания. Обусловлено это работой с агрессивными материалами - кислотами и их смесями. Прежде всего, для данного процесса необходимо грамотно выбрать помещение с хорошей вентиляцией. Идеально, когда при протравливании будет использоваться вытяжной шкаф. Если же такового не имеется в наличии, то необходимо позаботиться о респираторе, чтобы избежать вдыхания вредных испарений. При работе с кислотами следует одевать резиновые перчатки и фартук. Под рукой всегда должна быть пищевая сода, которая - при необходимости - сможет нейтрализовать действие кислоты. Все травильные растворы необходимо хранить в специальных емкостях (стеклянных или пластиковых). Не стоит забывать о стикерах, на которых будет указан состав смеси, дата приготовления. Существует еще одно правило: банки с кислотами не стоит ставить на высокие полки. Их падение с высоты чревато серьезными последствиями. Художественное травление металла не обходится без использования азотной кислоты, которая является довольно-таки едкой. К тому же в некоторых смесях она может быть взрывоопасной. Чаще всего азотную кислоту используют для стерлингового серебра. Травильные растворы готовят путем смешивания кислот с водой. Стоит помнить также, что во всех случаях кислота добавляется в воду, а не наоборот.

Один из способов получения на металлических изделиях выпуклого или вдавленного рисунка, появившийся сравнительно недавно, получил название травление. Принцип действия этого метода основан на использовании электрохимических процессов в жидком электролите. При наличии художественных способностей, даже в домашних условиях можно получить узор высокого качества при минимуме требуемых материалов и оборудования.

При самостоятельном выполнении травления в домашних условиях потребуются следующие расходные вещества и приспособления:

  • изделие, предназначенное для украшения – различные столовые приборы, охотничьи или походные ножи или простые мыльницы, на которых можно выполнить простейшие узоры;
  • емкость достаточного объема и удобной формы из неметаллических материалов, подходящая для помещения в нее всего обрабатываемого изделия или украшаемой его части. Наиболее удобно использовать с этой целью стеклянные емкости, позволяющие визуально контролировать процесс обработки.
  • достаточное количество обыкновенной поваренной соли;
  • лак для ногтей любого цвета;
  • средство для снятия лака, предназначенное для очистки обработанного изделия;
  • источник постоянного электрического тока небольшого напряжения. В этом качестве может быть использовано зарядное устройство для зарядки автомобильных или телефонных аккумуляторов.

Нанесение рисунка

Начинаем с подготовки обрабатываемого изделия. Его необходимо качественно очистить от жира и грязи, промыть горячей водой и просушить. После этого с помощью кисточки нанесите лак на обрабатываемую поверхность предмета (в нашем случае это столовые ложки).

Не давая покрытию полностью высохнуть, выполните нанесение узора или надписи.

В зависимости от варианта рисунка, желаемого декоративного эффекта, при травлении металлов может быть получен как вдавленный в материал изделия узор, так и выступающий на его поверхности. Этого можно добиться при удалении защитного лакового слоя. Именно чистый металл без красивой пленки и будет подвержен химическому вытравливанию.

В том случае, если вы хотите получить выпуклое изображение, оставьте лак именно на нем, а с фона удалите.

В противном случае — снимите лаковую пленку именно в виде желаемого узора – он и будет «вдавлен» в материал изделия. Для получения тонкого узора удалять лак с поверхности удобно остро заточенной деревянной палочкой или зубочисткой. Старайтесь получить максимально гладкие линии без подтеков, которые могут значительно испортить всю работу по травлению рисунка на изделии.

Приготовление электролита

Убедившись, что весь необходимый лак удален, приступаем к подготовке рабочего раствора. Защитный слой за это время успеет полностью просохнуть. В качестве вещества, в котором и осуществляется травление стальных изделий, чаще всего в домашних условиях используют раствор поваренной соли. Для его приготовления необходимо растворить в чистой воде кристаллы в соотношении на 0,5 литра жидкости две столовых ложки соли.

Вместо хлорида натрия можно применять и другое вполне доступное химическое вещество, имеющее название медный купорос. Его не сложно приобрести в любом хозяйственном или садовом магазине.

Травление изделия из металла

Для активации процесса в раствор электролита необходимо поместить любой стальной предмет и подключить к нему отрицательный провод от источника тока. Положительный провод в этом случае присоединяется к обрабатываемому изделию. Схематично процесс травления выглядит так:

При отсутствии качественного преобразователя (выпрямителя) можно воспользоваться зарядным устройством для телефона, срезав с него контакт для соответствующего гнезда.

Процесс травления под действием электрического тока происходит достаточно бурно.

Это необходимо учитывать при выборе стеклянной емкости. Уровень электролита в ней должен предотвращать его возможное выплескивание в процессе травления.

Контроль углубления рисунка при электрохимической обработке можно осуществлять визуально, периодически доставая обрабатываемое изделие из раствора. При соблюдении всех необходимых параметров процесс может продолжаться до нескольких минут, в зависимости от желаемой глубины травления узора на металлической детали.

Получив желаемый результат, отключите электрический ток. После этого с извлеченного образца тщательно удалите лаковую пленку. Для этого удобно воспользоваться средством для снятия лака и плотной тканью. Промойте готовый рисунок теплой водой с мылом.

Получение цветного рисунка

Для придания полученному узору, рисунку или надписи дополнительного декоративного эффекта предлагаем воспользоваться несложным способом, доступным каждому. Для этого на обработанный участок нанесите небольшое количество любой нитроэмали, добившись полного заполнения углубления. Этот лакокрасочный материал достаточно быстро сохнет, поэтому к дальнейшей работе можно возвратиться уже по истечении часа. Убедившись, что эмаль полностью высохла, удалите лишний материал, попавший на поверхность протравленного изделия с помощью мелкой наждачной бумаги. Применение растворителя в данном случае может испортить всю работу, так как он размазывает краску по поверхности, полностью не удаляя ее, и может придать узору некрасивую матовость.

Окончательно придать окрашенному протравленному рисунку выразительность позволит механическое полирование готового изделия на войлочном круге с пастой ГОИ.

Уважаемые читатели, комментируйте статью, задавайте вопросы, подписывайтесь на новые публикации - нам интересно ваше мнение:)

Делюсь личным опытом в этом несложном как оказалось деле.
Т.к. занимаюсь радиолюбительством, то частенько делаю печатные платы техникой ЛУТ (Лазерно-утюжная технология). Недавно мне был задан вопрос товарищем байкером: можно ли травить сталь чтобы делать разные фуськи и как именно это делать. Порыв инет я убедился в том что раствор хлорного железа в воде жрет не только медь на текстолите но и практически любое железо. В чем я смог убедиться когда оно мне пролилось на балконный лист оцинковки и уже на следующий день я наблюдал там приличные дыры… Короче я подумал а пуркуа бы и не па…
Итак нам надо:
Хлорное железо 200г (70руб)
Вода 0,5 литра (из под крана)
Принтер ЛАЗЕРНЫЙ черно-белый.
Лист бумаги с текстом и наименьшим количеством картинок из журнала «Популярная механика» или «Железо». Из журналов «Лиза» и прочих бумагу принтер жует почему-то…
Утюг.
Комп с вордом или любым графическим редактором кому что нра. Я делал в ворде, там рисунок проще всего растянуть как угодно.
Образец рисунка - взял на сайтах татуировок.
Технология.
Выбираем рисунок растягиваем как нравится.
Берем нож или железку, зачищаем шкуркой нулевкой.
Печатаем рисунок на участок с текстом подготовленного листа.
Прикладываем на нож и гладим горячим утюгом пока не пристанет и тонер слегка не проступит через бумагу.
Если надо то делаем то же и на второй стороне ножа.
Суем нож под воду (в тазик или ковш)минут на 5-10.
Пальцем начинаем тереть по бумаге. Бумага скатывается, а тонер остается на металле.
Если тонер слез, то заново шкурим и по новой делаем рисунки и гладим утюгом сильнее и дольше.
После этого защищаем остальную поверхность ножа где не будет травления либо покрасив краской, НЦ-лаком, битумным лаком. Я, в безмерной лени своей и вовсе обернул скотчем…
Значит так. ВАЖНО. Если хотите что бы травление было качественным, то придется пройтись по рисунку сверху либо маркером с краской. Т.е. чем либо его «усилить», т.к. тонер прилипает с мааленькими дырочками и будут подтравы. То же касается и мелких огрехов при переводе рисунка.
Суем предмет с рисунком в раствор 200г хлорного железа в 500мл воды. (Растворяйте не все сразу а частями - греется).
Периодически достаем и под струей воды проходим малярной кисточкой. Через пару часов получаем заметное травление на 0,3-0,5мм.
Потом все затираем шкуркой и полируем или не полируем… В зависимости от ленивости

Образец получившегося снизу.Как я говорил - получились подтравы, но орнаменту это придало так сказать… старину что ли…








Получилось конечно так себе но для первого раза не плохо
P.S/ Любое травление и надписи делает нож менее прочным и ломается он обычно как раз по линии травления.
Всем успехов. 73!

Существует великое множество различных техник, применяемых в создании авторского холодного оружия. Это – гравировка, всечка (инкрустация, без использования клея и припоя, цветныхметаллов в металл или в дерево), художественное травление, резьба по кости и по дереву, скримшоу, художественное литьё и другие ювелирные техники. На мой взгляд,знание всех этихприёмов и умение их к месту применить – большое подспорье в раскрытии творческого замысла художника-оружейника.

Рассмотрим химическое и гальваническое травление, как способ художественной обработки металлов.

В авторском оружии эта техника чаще всего применяется при отделке клинков. На то есть свои причины. К примеру, в отличие от гравировки, химическое травление легко «кушает» калёную сталь. Травление не требует никакой фиксации клинка– он просто лежит на столе, на чистом листе бумаги. Из инструментов – тонкая кисть и игла. Из материалов – специальный лак и травильный раствор. И при этом, имея некоторый опыт, можно получать весьма неплохие результаты.

Где и когда «зародилось»художественное травление, не берусь судить, да и врядли какой-либо историк вам даст точный ответ. Но, к примеру, в моей родной Туле уже в 17 веке широко применяласьэта техника, как альтернатива гравировке для украшения ружей, сабель, палашей. На многих клинках делались травлением надписи «за храбрость», «с нами Бог» и др. Характерными для тульских мастеров того времени были вытравленные на гардах и клинках переплетённые лентами розы, знамёна, геральдические эмблемы.

В 1815 году была основана Златоустовская оружейная фабрика. По замыслуорганизаторов она должна была стать основным поставщиком холодного оружия для Российской армии и флота. Были приглашены художники, гравёры, травлёнщики, технологи и прочие специалисты из Германии для обучения златоустовских мастеров. Так зародилась златоустовская оружейная школа, процветающая до сих пор и узнаваемая благодаря стильному художественному травлению.

Так же были и отдельные выдающиеся мастера-травлёнщики как в Европе, так и в России. Их работы заняли достойное место в музеях и частных коллекциях. Художественное травление металла придаёт их изделиям изысканность, художественную ценность и выразительность. Используется в сочетании с гравировкой,всечкой, позолотой и цветным оксидированием. Весьмахарактерные для того времени, вытравленные на сабельных клинках батальные сцены, являющиеся по сути шедеврами изобразительного искусства.

Однако, на мой взгляд, наилучших результатов в технике травления достигли именно современные художники оружейники. Мастерасоздают на клинках великолепные изобразительные и орнаментальные композиции с потрясающим натурализмом и точностью в передаче деталей, удивительные по тончайшей проработке нюансов.

Но вернёмся к нашим практическим занятиям по травлению металлов. Несмотря на кажущуюся простоту, есть и свои «подводные камни» в этой технике. Как показывает опыт, художественное травление не всегда получается даже у профессиональных художников. Это дело, скорее для инженеров, умеющих рисовать.

Также необходима определённая «твёрдость» руки и аккуратность. Есть и свои«секреты мастерства», имя которым – практика. А некоторые профессиональные «тайны» я с удовольствием вам приоткрою!

Во-первых, решим, что же это такое, химическое травление? Полагаю, наиболее точным будет определение, что это частичное (или полное, если проспать) растворение металла в травильном растворе. На предварительно обезжиренную поверхность наносим рисунок лаком (можно использовать миралкидную эмаль). И всё просто – рисунок под лаком после травления выходит в рельеф, а что не закрашено, набирает глубину. Получаются своеобразные ступени, в дальнейшемформирующие слои. Художественное травление иногда так и называют «многоступенчатое» или «многослойное», хотя самый примитивный вариант может быть и в один слой.

Из известных способов травленияхочу выделить три. Первый – это когда лаком закрашивается вся поверхность изделия, а затем иглой процарапывается необходимый рисунок. Способ второй отличается тем, что рисунок наносится тонкой кистью. И третий – фото-способ, но его рассматривать не будем.

В чём «травить»? Тут существует множество вариантов – на вкус и цвет…

Поделюсь своим опытом. Делая первые шаги в травлении, в качестве травильного раствора я использовал хлорное железо (FeCl 3). У этого вещества (другое название – хлорид железа 3) есть ряд преимуществ. Его легко найти в продаже - используется для травления плат. Процесс травления в хлорном железе проходит достаточно мягко и контролируемо. Позволяет проявить тончайшие оттенки серого цвета при травлении, что собственно и требуется нам для решения творческих задач. И ещё одно немаловажное преимущество – хлорид железа относительно безвреден (хотя пить его всё равно не рекомендую).

Некоторое время травил кислотами. За основу брал азотку. Самый простой водный раствор: 30% азотная кислота с добавлением небольшого количества серной. Плюсы – процесс травления происходит очень быстро и на большую глубину. Минусы – ядовитые испарения (желательно использовать вытяжной шкаф), быстро «слезает» кислотоупорный лак, да и не всегда нужна большая глубина фона.

Ещё травил электролизом. Преимущество этого способа – травит любой металл.Даёт чёткость краёв. Недостаток – получается жёсткий фон.

Так вот, вернулся я обратно к хлорному железу! На мой взгляд, для художественного травления это наиболее подходящий раствор.

Также хочу обратить особое внимание на подготовку рабочейповерхности для травления. Это в первую очередь качественная вышлифовка клинка как минимум до чистоты наждака Р1000. Последующее травление обязательно проявит нежелательным образом все царапины и «раковины». Так что, рекомендую выводить их заблаговременно.

Ну и, конечно же – обезжиривание! Тщательно промываю клинок ватой с ацетоном. Затем промываю поверхность спиртом и протираю сухой ватой. Как правило, этого достаточно. И ещё важный момент в подготовке – чистота рабочего места. Самый коварный враг в процессе травления – это пыль. При попадании на изделие, находящееся в работе и на незастывший лак, пыль может привести к нежелательным результа

Лак для травления рекомендую готовить самостоятельно. Кузбаслак (асфальто-битумный лак) в открытой металлической посуде ставим на электроплитку (самая низкая температура), выпариваем таким образом часов 10-12, затем, пока не остыл, помешивая,разбавляем скипидаром до состояния «жидкой сметаны». Лак готов. Процесс называется «замещение». Летучие, эфирные растворители замещаются скипидаром - более простым и удобным растворителем. Фактически выпаренный асфальто-битумный лак - это расплавленная битумная смола высокого качества. И разбавляется она скипидаром, чтобы после остывания лак не затвердел. В дальнейшем перед использованием лак доводится тем же скипидаром до необходимой консистенции.

Помимо вышеупомянутого «чёрного лака» иногда применяю белую автомобильнуюнитроэмаль либо миралкидную эмаль. Автомобильную можно разбавлять растворителем № 646, миралкидную – уайт-спиритом. У всех этих средств есть свои плюсы и минусы. Приимущество белых эмалей в том, что их лучше видно в процессе работы под любым углом к плоскости клинка. Также они после высыхания создают более прочное кислотостойкоепокрытие. Минусы у этих лаков тоже весьма существенны. После высыхания они теряют эластичность, то есть отсутствует возможность подчистить чертилкой неровные края (если вы человек, а не робот – незначительные дрожания в руках всегда есть). Ещё недостаток белых эмалей в том, что после травления их гораздо сложнее смыть с клинка. Поэтому, остановимся пока на «чёрном лаке». Он быстрее застывает, но сохраняет эластичность даже после полного высыхания. И после работы очень легко смывается с поверхности тем же скипидаром.

Кисти использую самые тонкие синтетические. В отличие от натуральных, они более упругие и более стойкие к растворителям. Но и их рекомендую держать в чистоте, а в процессе работы периодически промыватьскипидаром. В завершении работы – ещё и мыльной водой.

Давайте поговорим о переносе рисунка на клинок.

Процарапать будет не так просто, поскольку клинок уже калёный. Можно, конечноиспользовать твердосплавную чертилку, но необходим для этого определённый опыт. И след от чертилки плохо виден. На самом деле всё решается легко. Покрываю клинок белой гуашью, рисую либо копирую с кальки необходимое изображение простым карандашом. Затем, с помощью ватно-марлевого тампона аккуратно покрываю рисунок прозрачным нитролаком в один слой. После того, как лак высох, тонкой иглой процарапываю по карандашному эскизу.

Держать иглу будет гораздо удобнее, если приспособить к ней какую-нибудь рукоятку, по типу авторучки. Нажим на иглу необходимо делать такой, чтобы процарапать лаковый слой до металла.

Чтобы не создавать «грязь» на рабочей поверхности, желательно процарапывать рисунокв одну линию. Если лак правильно подобран, то есть эластичный, то процарапанные линии будут чёткими и без задиров. После этого окунаю беличью кисть в хлорное железо и аккуратно промазываю процарапанный рисунок. Секунд пять достаточно, чтобы эскиз проявился на калёном клинке. Лак смываю растворителем, гуашь водой, обезжириваю, и можно приступать непосредственно к травлению.

Начинаем с первого слоя. Обезжириваем клинок. Попроцарапанному (протравленному) контурузакрашиваем нашэскизчёрным лаком. Даём высохнуть лаку 2-3 часа. Затем аккуратно подчищаем иглойнеровности на краях закрашенного рисунка, если таковые присутствуют.Помещаем клинок в разведёный раствор хлорного железа. Время пребыванияизделия в травильном растворе лучше вычислить экспериментально, поскольку на это влияют много факторов, о которых я позже расскажу.

Из моего опыта: первый слой выдерживаю в хлорном железе приблизительно 40 минут, время травления последующих слоёв сокращаю пошагово на 5-10 минут и т.д. Травлю либо в стеклянной банке, либо в пластиковой трубе с запаянным дном. Травящимся клинком периодически помешиваю раствор. Это помогаетреакции проходитьравномерно и не позволяет хлорному железу оседать на дно.

Когда время, отведённоетравлению данного слоя закончено, промываем клинок в проточной водеи промокаем бумажным полотенцем или газетой, но ни в коем случае нельзя тереть. Когда клинок стал сухой, смываем чёрный лак с поверхности ватой, пропитанной скипидаром. После этого аккуратно зачищаем наш рисунок мелкой наждачкой (Р1500) до визуального проявления рельефа и оттенков серого на фоне. Первый слой готов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Среднедневная выработка одного рабочего формула пример Среднедневная выработка одного рабочего формула пример Презентация по дислексии Презентация по дислексии Как называются люди которые выращивают растения? Как называются люди которые выращивают растения?