Мотивация социального поведения работника. Модель мотивации и социального поведения Разные взгляды мотивация социального поведения личности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Под понятием мотивов человеческой личности психологи подразумевают некую внутреннюю силу индивида, побуждающую к действию, чтобы достигнуть поставленной цели. Нет единого определения, характеризующего это понятие.

Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что в основе лежат идеи и представления личности, некоторые считают, что мотивы определяются мыслями и основными жизненными установками. Желание добиться поставленной цели придает человеку силу и уверенность в себе, стимулирует рост его как личности. Все это и есть мотивы человеческой личности.

Мотивы очень важны, именно они предопределяют высоту достижений индивида. Для усиления мотивации, особенно в коллективах, используют внешние стимулы в виде премий, повышения оплаты, благодарности и т.д. для улучшения эффективности работы. Но нужно сказать, что у человека внутренняя мотивация намного сильнее внешней и для достижения цели он преодолевает любые преграды.

Мотивация поведения

Исследования мотивации поведения людей с поиском ответа, почему человек поступает именно так, а не иначе, проводились многими психологами, начиная с древности. Поведение человека определяется множеством внутренних и внешних факторов, к которым относятся тип ситуации, особенности личных качеств, наличие внешнего давления, характер мотивов самого человека.

Какое же влияние мотивы поведения оказывают на человека? Анализируя представление о мотивах поведения индивида, надо сказать, что различные мотивы не только по-разному влияют на человеческое поведение, но и могут иметь определяющее значение. Ведь мотивы являются слиянием глубоких переживаний человека, это становится его свойством, а затем трансформируется в личностные качества. Так, мотив помощи страждущим и улучшения мира может перерасти в черту характера – альтруизм.

Мотивация индивидуальной деятельности

Мотивы поведения человека зависят от цели, которая стоит перед ним. Он будет стараться достигнуть цели для получения удовлетворения. Например, для утоления чувства голода человек будет заниматься поисками еды. Его поведение определяется потребностью в еде, а сам поиск является мотивом деятельности индивида.

Мотивация индивидуальной деятельности может быть различной, все зависит от потребности и цели. Для удовлетворения базисных потребностей, которые лежат в основе жизни и развития человека (голод, необходимость дыхания, чувство самосохранения и т.д.), служат мотивы, которые являются органическими. Они позволяют личности удовлетворить первоочередные нужды, чтобы продолжить жизнь и развитие.

Мотивация может носить функциональный характер. Это мотивы, которые служат для удовлетворения потребностей культурного роста человека: спортивные занятия, посещение театра, кино, музея, отдых на природе. Потребность в культурном росте создает мотивы, которые побуждают человека удовлетворять эту потребность и тем самым повышать свой культурный уровень.

Материальными мотивами называют те, которые служат для приобретения или создания материальных ценностей. Это касается создания уюта в доме, различных бытовых удобств.

Социальные мотивы деятельности чрезвычайно важны, поскольку человек живет в обществе и стремится занять в нем определенное место, иметь определенный социальный статус. Эти потребности и создают соответствующие мотивы. Индивид будет стремиться проявить себя среди определенного общества (участие в общественных организациях, благотворительных акциях, волонтерском движении и т.д.)

К духовным мотивам принадлежат те, которые создаются потребностями в повышении самосознания человека, самосовершенствования. Для достижения этих целей человек занимается чтением книг, молится или действует как-либо еще, чтобы развиваться духовно.

Потребности

Суть определений потребности сводится к тому, что это состояние, характеризуемое наличием у человека разнохарактерных нужд, в качестве которых могут фигурировать объекты духовные либо материальные. Для удовлетворения той или иной нужды человек предпринимает ряд действий, при этом он руководствуется порождаемыми потребностью мотивами.

Весьма часто возможно одновременное возникновение нескольких потребностей сразу. В этом случае предстоит определиться с тем, которые из потребностей следует удовлетворить в первую очередь. В связи с выше означенным, выстраивается некая иерархия потребностей, которую в свое время охарактеризовал в своих работах Абрахам Маслоу. Согласно упрощенной схеме связь личности, ее потребностей и мотивов можно описать конфигурацией, состоящей из пяти основных уровней, образующих так называемую пирамиду, названную пирамидой Маслоу.

Нижний уровень характеризуется потребностями физиологического характера. Далее следует уровень потребностей в защищенности, затем в привязанности и общении, в престиже, что напрямую связано с уважением, наконец, высший уровень – потребность в духовных познаниях.

Социальные мотивы

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам.

Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему.

Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

Система мотивов личности

Основываясь на принципе непрекращающейся череды возникающих потребностей, можно утверждать, что человеком руководят мотивы. С точки зрения психологии полагается, что в течение человеческой жизни формируется устойчивая система личностных мотивов. Именно они становятся причиной своеобразного поведения людей, определяют впоследствии направленность их деятельности.

На установки направленности личности воздействуют родительское воспитание и окружающий социум, в конечном итоге, порождаемые этими действиями мысли становятся узловыми в формировании личности индивида. Имеются выделенные формы личностной направленности. О них ниже.

Влечения – неосознаваемая потребность в чем-либо. Это самая простая по сути своей форма и тогда, когда влечение теряет свою надобность, оно попросту испаряется. В то же время осознанное влечение может преобразоваться в желание.

Желание – это человеческая потребность во вполне определенных вещах. Нередко именно желание побуждает человека к действию, проявлению силы воли. Если желание четко определено и понятны пути его достижения, оно превращается в стремление.

Интерес – именно он определяет человеческие желания и наполняет смыслом человеческие цели и деятельность. Опять-таки, проявляемый интерес в некоторой сфере с подключением силы воли и направленными усилиями становится стремлением.

Идеалы – каждый индивидуум выстраивает собственные, ибо каждый имеет мнение о том, что хорошо, а что плохо, каким человек должен быть. Действия личности сообразуются с ее идеалом и стремлением его достичь, прежде всего, в себе лично. Следствием этой формы оказывается порождаемое мировоззрение.

Выше означенные формы личностной направленности могут быть и не связаны между собой, однако мировоззрение определяется их целостной совокупностью, поскольку именно мировосприятие выполняет роль объединительную, когда имеющиеся мысли формируют единую картину, позволяющую сформировать свое персональное видение окружающего мира и людей, его населяющих.

Человеку становится доступной возможность определиться со своим личным местом в этом мире, планируя и прогнозируя в нем свою будущую активность по достижению определенных целей.

Мотивы аффилиации (мотив стремления к общению) и власти актуализиру­ются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляется как стремление человека наладить добрые, эмоционально положи­тельные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он высту­пает в виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ни­ми. Следует подчеркнуть, что отношения между людьми, построенные на основе аффилиации, как правило, взаимны. Партнеры по общению, обладающие такими мотивами, не рассматривают друг друга как средство удовлетворения личных по­требностей, не стремятся к доминированию друг над другом, а рассчитывают на равноправное сотрудничество. В результате удовлетворения мотива аффилиации между людьми складываются доверительные, открытые взаимоотношения, осно­ванные на симпатиях и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденно­стью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ве­дет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и на­выки общения.

Другим весьма значимым мотивом деятельности личности является мотив вла­сти. Он определяется как устойчивое и отчетливо выраженное стремление чело­века иметь власть над другими людьми. Г. Мюррей дал такое определение этому мотиву: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными спо­собами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.



Мотив власти проявляется в том, чтобы побуждать других поступать в соот­ветствии со своими интересами и потребностями, добиваться их расположения, сотрудничества, доказывать свою правоту, отстаивать собственную точку зрения, влиять, направлять, организовывать, руководить, надзирать, править, подчинять, властвовать, диктовать условия, судить, устанавливать законы, определять нор­мы и правила поведения, принимать за других решения, обязывающие их посту­пать определенным образом, уговаривать, отговаривать, наказывать, очаровывать, привлекать к себе внимание, иметь последователей.

Другой исследователь мотивации власти, Д. Верофф, попытался определить психологическое содержание мотива власти. Он считает, что под мотивацией вла­сти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. По его мнению, признаками наличия у человека мотива, или мотивации, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связан­ные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другим признаком наличия у человека мотива власти явля­ется удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим.

Принято считать, что люди, стремящиеся к власти над другими людьми, обла­дают особо выраженным мотивом власти. По своему происхождению он, вероят­но, связан со стремлением человека к превосходству над другими людьми. Первы­ми, кто обратил внимание на данный мотив, были неофрейдисты. Мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. Например, А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и со­циальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Аналогичной точки зрения, но теоретически разрабатываемой в ином контек­сте, придерживался другой представитель неофрейдизма - Э. Фромм. Он устано­вил, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепля­ется несколькими способами. Во-первых, возможностью награждать и наказывать людей. Во-вторых, способностью принуждать их к совершению определенных действий, в том числе с помощью системы правовых и моральных норм, дающих одним право управлять, а другим вменяющим в обязанность подчиняться автори­тету, которым один человек обладает в глазах другого.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимают­ся любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенно­стям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некото­рые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называ­ют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).

Альтруистическое, или просоциальное, поведение чаще всего характеризуется как осуществляемое ради блага другого человека и без надежды на вознагражде­ние. Альтруистически мотивированное поведение в большей степени ведет к бла­гополучию других людей, чем к благополучию того, кто его реализует. При альтру­истическом поведении акты заботы о других людях осуществляются по собствен­ному убеждению человека, без какого бы то ни было расчета или давления со стороны. По смыслу такое поведение диаметрально противоположно агрессии.

Агрессия рассматривается как явление по своей сути противоположное альтру­изму. В ходе изучения агрессивного поведения было высказано предположение, что за этой формой поведения лежит особого рода мотив, получивший название мотива агрессивности. Агрессивными принято называть действия, наносящие человеку какой-либо ущерб: моральный, материальной или физический. Агрес­сивность всегда связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Отдельные психологические исследования показали, что у детей в период от 3 до 11 лет могут наблюдаться проявления агрессивности по отношению к сверст­никам. В это время у многих детей наблюдается стремление к борьбе друг с дру­гом. Причем агрессивные ответные действия как реакция на действия сверстни­ков у мальчиков встречаются чаще, чем у девочек. В психологической литературе подобное явление толкуется по-разному. Одни авторы в этом видят биологиче­ские причины, в том числе половую принадлежность. Другие считают, что прояв­ление агрессивности у детей связано с принадлежностью к определенной социокультурной группе и особенностями семейного воспитания.

Например, обнаружено, что отцы детей, которым свойственна повышенная агрессивность, нередко сами не терпят проявлений агрессии у себя дома, но за его пределами разрешают и даже поощряют подобные действия своих детей, прово­цируют и подкрепляют такое поведение. Образцами для подражания в агрессив­ном поведении очень часто являются сами родители. Ребенок, неоднократно под­вергавшийся наказаниям, в конечном счете сам становится агрессивным.

Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается, в частности, в том, что человек, ведущий себя подобным образом, обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению, полностью или от­части снимая с себя вину. Известный исследователь агрессивного поведения А. Бандура выделил следующие типичные способы оправдания самими агрессо­рами своих действий.

Во-первых, сопоставление собственного агрессивного акта с личностными не­достатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии, с целью доказательства того, что совершенные в отношении его действия не представля­ются такими ужасными, какими кажутся на первый взгляд.

Во-вторых, оправдание агрессии в отношении другого человека какими-либо идеологическими, религиозными или другими соображениями, например тем, что она совершена из «благородных» целей.

В-третьих, отрицание своей личной ответственности за совершенный агрессив­ный акт.

В-четвертых, снятие с себя части ответственности за агрессию ссылкой на внешние обстоятельства или на то, что данное действие было совершено совмест­но с другими людьми, под их давлением или под влиянием сложившихся обстоя­тельств, например необходимости выполнить чей-либо приказ.

В-пятых, «расчеловечивание» жертвы путем «доказательства» того, что она якобы заслуживает такого обращения.

В-шестых, постепенное смягчение агрессором своей вины за счет нахождения новых аргументов и объяснений, оправдывающих его действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрес­сивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрес­сии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивны­ми действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивиду­альная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий.

Таким образом, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаются на общем впечатлении, кото­рое производит человек на окружающих, т. е. характеризуют личность в целом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

  • Введение
  • Понятие мотива и мотивации
  • Мотивация как фактор успеха
  • Компоненты мотивации
  • Иерархия мотивов
  • Зависимость уровня мотивации
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Мотивация занимает ведущее место в структуре поведения личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил, деятельности в целом. Мотив, мотивация - побуждение к активности и деятельности субъекта, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Целью данной работы является исследование мотива и мотивации социального поведения и деятельности личности.

Актуальность работы обусловлена тем, что только поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Методической основой работы послужили научно-практические публикации в области психологии.

Понятие мотива и мотивации

Понятие "мотив" (от лат. movere - двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п. .

Например, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы:

1. самореализация;

2. познавательный интерес;

3. самоутверждение;

4. материальные стимулы (денежное вознаграждение);

5. социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу);

6. идентификация с кумиром.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе - у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека. Мотивы - это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей "здесь и теперь") мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнования) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного "духа" и т.п.).

Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

Мотивация как фактор успеха

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать .

Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности.

Высокомотивированный студент много читает дополнительной литературы и лучше учится; мотивированный спортсмен настойчиво тренируется и больше "выкладывается" на соревнованиях; работник с высоким уровнем мотивации настойчиво и с интересом работает и часто достигает значительных успехов в деятельности.

Мотивация - это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Сравним динамику развития двух студентов с одинаковым уровнем академической подготовки и с одинаковым интеллектом. Молодые люди отличаются друг от друга только по уровню мотивации. Один из них является высокомотивированным: у него развит интерес к содержанию деятельности, ему интересно учиться, он стремится стать высококвалифицированным специалистом и пытается быть одним из первых в группе. Вследствие высокой мотивации этот студент добросовестно (и с интересом) учится и достигает успехов в учебе.

социальное поведение мотивация мотив

Другой студент (с низким уровнем мотивации учебной деятельности) учится без особого интереса, он безразличен к собственным успехам и к своему статусу в группе, не стремится самоутвердиться и т.п. В результате он не достигает высоких успехов в деятельности.

Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация - важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

Компоненты мотивации

Смысл деятельности человека заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической активности, умственная активность сама по себе приносит человеку удовольствие и является специфической потребностью. Когда субъекта побуждает сам процесс деятельности, а не его результат, то это свидетельствует о наличии процессуального компонента мотивации .

Данный компонент приобретает особое значение в игре. Ведь мотив игры заключен в самом его процессе, а не в результате (например, когда ребенок играет, то мотив - сам процесс игры, а не желание что-нибудь создать, т.е. содержание самой деятельности). Не выиграть, а играть - такова общая формула мотивации игры.

Результативный компонент также представлен в играх. Вот почему есть основания утверждать, что процессуальный и результативный компонент мотивации тесно связаны.

И в процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий - это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Полимотивированность деятельности

Как известно, любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстенсивными (внешними) и интенсивными (процессуально - содержательными) мотивами. Так, забота о своей собаке может отвечать мотиву "любви к животным" и вместе с тем - мотиву воспитания детей, охраны квартиры, необходимости осуществлять полезные для здоровья прогулки.

Относительно феномена полимотивации А. Маслов утверждал, что любое поведение проявляет тенденцию к детерминации несколькими или даже всеми базовыми потребностями одновременно, а не одной. Привлечение как можно большего числа потребностей (актуализация большего числа побуждающих факторов) повышает общий уровень мотивации деятельности.

Не только одна и та же потребность может воплощаться в различных объектах, но в одном и том же объекте могут воплощаться (опредмечиваться) разнообразные потребности. Например, оценка как мотив учебы может воплощать в себе и потребность в одобрении учителя, и потребность соответствовать уровню собственной самооценки, и стремление завоевать авторитет друзей.

Достаточно полная схема соотношения различных мотивов в побуждении сложных видов деятельности была предложена Б. Додоновым. Согласно данной схеме, деятельность побуждается следующей группой мотивов:

· удовольствие от самого процесса деятельности;

· прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.);

· вознаграждение за деятельность (плата, повышение в должности, слава);

· избежание санкций (наказания), которые угрожали бы в случае уклонения от деятельности или недобросовестного выполнения.

Каждый из этих мотивов может вносить различный вклад в общую мотивацию деятельности, причем как позитивный, так и негативный.

Есть все основания предполагать, что число мотивов, которые активизируются и побуждают к деятельности, определяют общий уровень мотивации. Вместе с тем, как это продемонстрировал Б. Додонов в своей схеме, большое значение имеет вклад каждого отдельного мотива в общий уровень мотивации.

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов .

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. "Вес" (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами.

Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А. Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Под влиянием некоторых факторов потенциальные мотивы приобретают побуждающее значение (становятся действующими мотивами). Например, после разговора с учителем у школьника социальный мотив (ответственность), который был пассивным (не побуждал к деятельности), приобретает большее побуждающее значение и становится действующим.

Иерархия мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, школьника в раннем возрасте побуждают к учебе требования взрослых и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется (соответственно меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию.

Например, после беседы с учителем (или тренером) ребенок раскрывает для себя интересный и привлекательный мир науки (или спорта) и увлекается им. Вследствие этого побуждающая сила познавательного мотива приобретает большее значение. Раньше интерес к содержанию деятельности в иерархии мотивов занимал незначительное место, а после разговора со взрослым произошла мотивационная перестройка, изменилось влияние отдельных мотивов, что вызвало и изменения в иерархии мотивов. Аналогичным образом могут повлиять прочитанная книга, разговор с другом, переживание вследствие конфликта с окружающими и т.п.

Невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная стабильность иерархии мотивов. Можно утверждать, что мотивы, которые побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными (в течение определенного промежутка времени). Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая - зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее. Таким образом, невзирая на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания также утверждать о ее относительной стабильности.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.

Зависимость уровня мотивации

Как уже упоминалось, деятельность, как правило, побуждается не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Много зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

· от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

· от актуализации ситуативных факторов;

· от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Опираясь на указанную закономерность, учитель, тренер или менеджер, стремясь усилить мотивацию своих учеников (подчиненных), должен работать в трех направлениях:

1. задействовать (актуализировать) как можно большее число мотивов;

2. увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;

3. актуализировать ситуативные мотивационные факторы.

Например, Сергей начал изучать психологию исключительно из необходимости сдать экзамен. Позже преподавателю удалось привлечь несколько других мотивов (самоутверждение, самореализация, интерес к психологии), что существенно повысило общий уровень мотивации учебы

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить определенную деятельность, но не хватает мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы.

Заключение

В ходе выполнения данной работы исследованы мотив и мотивация социального поведения и деятельности личности. В заключение сделаем основные выводы.

Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы - это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать

Любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстенсивными (внешними) и интенсивными (процессуально - содержательными) мотивами.

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Таким образом, определенную во введении цель работы можно считать достигнутой в полном объеме.

Список литературы

1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Московского университета. № 4, 2008.

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2009.

3. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., 2007.

4. Виллиам С. Гриффис. Понимание и применение исследований в области мотивации. - М, 2008.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1998.

6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 2006.

7. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин/ - М., 2006.

8. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теория мотивации потребностей Маслоу. Потребности достижения, соучастия и властвования в теории Мак-Клелланда. Особенности формирования стереотипов и их роль в регуляции поведения личности. Механизмы формирования мотивов, основные условия их развития.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Зарождение и развитие знаний о теории деятельности человека. Зарубежные и отечественные теории о поведении человека. Личность и ее структура. Мотивация профессиональной педагогической деятельности. Диагностика мотивационной сферы личности подростков.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    История и современное состояние проблемы мотивации личности в психологии. Факторы, условия и средства формирования мотивационной сферы личности. Диспозиционная и ситуационная мотивации. Проблемы мотивационной сферы личности современного студента.

    курсовая работа , добавлен 03.03.2013

    Сущность и отличительные черты направленности личности и мотивации деятельности. Характеристика форм направленности личности в порядке их иерархии. Мотивация как совокупность причин, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

    История изучения активности человека и животных. Активность как одна из проблем психологии мотивации. Изучение мотивации и мотивов человека. Методы изучения мотивации и мотивов. Потребности в понимании поведения человека. Восприятие окружающего мира.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Понятия мотивации и мотива. Количество и качество потребностей. Мотивационные образования, диспозиции, потребности и цели как основные составляющие мотивационной сферы человека. Ценностно-смысловое измерение существования личности, ее внутренний мир.

    реферат , добавлен 30.05.2008

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Структура мотивационной сферы личности. Психологическая сущность мотива достижения успеха и мотива избегания неудач. Анализ внешних и внутренних мотивационных факторов. Три формы внушения: сильное уговаривание, давление и эмоционально-волевое воздействие.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015

    Характеристика структуры личности. Понятие и сущность направленности личности - совокупности устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение жизненных целей.

    реферат , добавлен 07.12.2010

    Формирование мотивационно-потребностной сферы личности. Взаимосвязь удовлетворённости трудом и мотивации. Социальные, личностные ценности. Иерархия потребностей, диагностика степени удовлетворения основных потребностей. Изучение мотивации успеха студента.

Самоуважение является эмоциональной компонентой Я-концепции, как целостного представления человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооцценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.).

Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей.

Социальным называют поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного воздействия на общество и на окружающих людей. Такое поведение регулируется особыми мотивами, которые называют мотивами социального поведения.

К видам социального поведения, управляемого соответствующими мотивами и потребностями, относят: поведение, направленное на достижение успехов или избежание неудач, поведение типа привязанности, агрессивность, стремление к власти, аффилиацию (стремление к людям и боязнь быть отвергнутым), помогающее поведение (helping behavior - англ.), поведение по типу А, поведение по типу В, альтруизм, беспомощное и девиантное поведение. Все разновидности социального поведения в зависимости от того, что они собой представляют, и какую пользу приносят людям, делятся на три основные группы: просоциальное, асоциальное и антисоциальное поведение.

Мотивы, как и само социальное поведение, могут быть позитивными и негативными. Позитивные - это такие мотивы социального поведения, которые стимулируют просоциальное поведение человека, направленное на оказание помощи и психологическое развитие других людей.

Мотивация социального поведения - это динамическая, ситуационно меняющаяся система факторов, которые в едином пространстве и времени действуют на социальное поведение человека, мотивируя его на совершение определенных дел и поступков. Кроме самого мотива такого поведения к мотивационным факторам можно также отнести ценность цели, вероятность ее достижения в сложившейся ситуации, оценку человеком своих способностей и возможностей, разделение в его сознании и точное определение того, что зависит от удачи (стечения обстоятельств) и от прилагаемых усилий. Мотивы и факторы мотивации социального поведения представляют собой единую систему, в которой они функционально связаны друг с другом как в плане влияния на социальное поведение, так и в динамике развития


Основные цели учебно-воспитательного процесса в детском доме
Основными целями учебно-воспитательного процесса являются: создание в детском доме условий для проживания воспитанников максимально приближенных к домашним; диагностика причин трудностей, возникающих у детей и подростков, осуществление мер по их устранению; полноценная социально-психолого-педагогическая реабилитация и социальная адаптаци...

Создание и проверка пунктов исправленной формы опросника
На основании подсчитанных показателей отобрали пригодные. Отбросили, прежде всего, те, что имеют корреляцию с итоговым баллом, близкую к 0. В таблице 4 представлены результаты частотного анализа встречаемости каждого из вариантов ответов. Как видно из неё, практически все пункты дискриминативны – только в 6 пунктах частота одного из вари...

Невольное внушение и взаимовнушение
Вообще надо признать, что, так как большинство лиц не может удержать себя от невольного сопротивления посторонним психическим воздействиям, то естественно, что действие внушения в бодрственном состоянии в более или менее резко выраженной степени удаётся далеко не у всех. Для осуществления внушения в этих случаях именно и нужна подготовля...

ВВЕДЕНИЕ

Термин мотивация имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: общее (широкое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую (возникла в 30-годы XX в.) область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности.

То есть широкая трактовка этого термина предполагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и управлении его поведением. Все другие психологические свойства человека, кроме мотивации, принимают участие лишь в регуляции поведения, но не служат его началом или энергетическим источником. Мотивация - это в первую очередь представление о психологических, энергетических первоисточниках поведения. При этом те же факторы, которые являются энергетическими источниками поведения, обеспечивают его регулирование на определенном уровне активности.


ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ АКТИВНОСТЬ

Источником активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для их реализации он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Все наши поступки также мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. Нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентность. Доказательством тому служит факт, что лучших результатов добиваются те, кто сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

Выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор. При этом стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

Будучи существом, наделенным сознанием, человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, через которые он характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией Маслоу. На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые как6правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому Существование для самоактуализирующейся личности предстает, как процесс постоянного выбора. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ, от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед.


МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Наше поведение является результатом взаимодействия между происходящим в наших головах и событиями окружающего мира, между нашим ощущением себя и нашим социальным окружением. Как общественные создания, мы приспосабливаем свой мир и свои действия к окружению. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемой впечатление. На примере ложной скромности, когда люди принижают себя, превозносят будущих конкурентов или публично хвалят друг друга, хотя в глубине души оставляют первенство за собой, объясняется тактика регулирования впечатлений. Посредством саморазрушающегося поведения, чтобы защитить самоуважение, люди порой создают себе препятствия, находя оправдание неудачам.

Источником же активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Личность может пониматься как конкретный индивид, достигший определенного уровня развития, и как научная абстракция, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека. Целостность, стабильность личностной структуры конкретного человека определяется многими факторами, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации, поэтому изучение конкретного человека, процесса становления его личности, - это всегда анализ, предполагающий целостное биографическое исследование жизненного пути человека, его творчества и того влияния, который он оказывал на ход событий и других людей. Социально-психологический аспект рассмотрения личности знаменуется понятием социального потенциала человека, критерием этого потенциала является мера содействия развитию духовных сил и способностей других людей.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Стимуляция и побуждение связаны с понятием мотива и мотивации. Представления о мотивации возникают при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа зачем, почему, для какой цели, ради чего, какой смысл Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Во втором случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности. Социальное поведение человека следует рассматривать как результат непрерывного взаимодействия его позиций с ситуацией. В любом случае мотивационный источник человеческого поведения ученые усматривают исключительно в разуме, сознании, воле человека. Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие уровни потребностей: физиологические, в безопасности, в принадлежности, и любви, уважении, самоактуализации.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это - мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них, личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям и агрессивность. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.


ВИДЫ МОТИВОВ

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.

По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных друг с другом областях деятельности.

По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. Но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.

Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая, т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения - могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Фрустрационные состояния - возникают в результате фрустраций и могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая человека к неадекватным реакциям. Фрустрированность человека выступает как мощный неосознанный фактор, она наблюдается, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели, т. е. человек не может удовлетворить какую-либо свою потребность.


МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности. Исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответственность. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности, которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые отношения. Антиподом этому мотиву служит мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь другим людям, антипод эгоизм - стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный и имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи.


ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

1.6.1 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Основоположником психоаналитической традиции был, как известно, З.Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения – тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Но и есть существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами. По мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы – воспроизведение себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

На первый взгляд, предположение о существовании инстинкта смерти выглядит, по меньшей мере, странным. Однако необходимо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм – подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой развития и функционирования, как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду. Исчезновению, и жизнь как способ организации. Объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку – любовь соседствует с ненавистью питание с обжорством, любовь к себе с самоистреблением и саморазрушение.

1.6.2 ГУММАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Гуманистическая традиция в психологии является своего рода антиподом психоаналитических воззрений. Но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенционализм. Декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала двадцатого столетия стандартизации цивилизованного общества, призывающий принимать вещи такими, какие они есть, требующий разрешить индивиду самому определять свой путь, отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистического направления. Самым непосредственным образом перекликаются с перечисленными положениями экзистенционализма. Г.Олпорт, например, считал, для исследования личности нужны принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По его мнению, нормальный взрослый человек функционально автономен. Независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален, а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики.

По мнению К.Роджерса, нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать, управлять ею. Нужно просто наблюдать личность и участвовать в происходящих в ней процессах. Человек, в свою очередь, должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним.

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер. Однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня. Удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по лестнице мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению - пока степень удовлетворения на предыдущем уровне не достигнет необходимого значения, переход на более высокий уровень невозможен. Как утверждает Маслоу, человек стремится подняться все выше и выше по лестнице мотивов. И это стремление в основном определяет его поведение. Однако в случае конфликта - когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

1.6.3 КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

Основным тезисом авторов когнитивных теорий было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений, знания – это не бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют. Проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работ Л. Фестингера. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или несколькими когнициями. Когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановит внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – к изменению поведения. Рассмотрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащему оценочному отношению человека к чему-либо. Если человек добровольно соглашается сделать что-либо. Несколько несоответствующее его убеждениям, мнению. И если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (например, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.

1.6.4 ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Среди мотивов личности значительное место занимают мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудачи. Мотив достижения успеха – это потребность добиваться успехов в разных видах деятельности. Рассматривается как устойчивая черта личности. Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми.

Необходимо отметить. Что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов. Результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач. От достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с мотивацией достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило. Ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия личностной тревожности. Эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью. Возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего. Когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.


1.7 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На поведение человека влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Мотивация - это те причины и факторы, которые управляют поведением человека, которые побуждают его к тому или иному действию или, напротив, бездействию. К внутренним мотивационным силам относятся физиологические процессы, происходящие в организме человека и связанные с его органическими потребностями, а также психологические свойства, состояния, процессы человека и их динамика. К внешним мотивационным силам можно отнести обстановку, людей, окружающих данного человека, разного рода внешние воздействия, оказываемые на него. Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. В основе мотивационных процессов лежат потребности человека. Мотивационный компонент -- это ядро, важнейшая часть психики, включающая систему мотивов в ее определенном построении. Логика ее развития состоит в удовлетворении потребностей различного уровня.

Существуют следующие виды потребностей: органические, материальные, социальные, творческие, потребности психологического развития и нравственного самосовершенствования.


2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ОПРОСНИК ЭЛЕРСА

Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.

1. Смелый бдительный предприимчивый
2. Кроткий робкий упрямый
3. Осторожный решительный пессимистичный
4. Непостоянный бесцеремонный внимательный
5. Неумный трусливый недумающий
6. Ловкий бойкий предусмотрительный
7. Хладнокровный колеблющийся удалой
8. Стремительный легкомысленный боязливый
9. Незадумывающийся жеманный непредусмотрительный
10. Оптимистичный добросовестный чуткий
11. Меланхоличный сомневающийся неустойчивый
12. Трусливый небрежный взволнованный
13. Опрометчивый тихий боязливый
14. Внимательный неблагоразумный смелый
15. Рассудительный быстрый мужественный
16. Предприимчивый осторожный предусмотрительный
17. Взволнованный рассеянный робкий
18. Малодушный неосторожный бесцеремонный
19. Пугливый нерешительный нервный
20. Исполнительный преданный авантюрный
21. Предусмотрительный бойкий отчаянный
22. Укрощенный безразличный небрежный
23. Осторожный беззаботный терпеливый
24. Разумный заботливый храбрый
25. Предвидящий неустрашимый добросовестный
26. Поспешный пугливый беззаботный
27. Рассеянный опрометчивый пессимистичный
28. Осмотрительный рассудительный предприимчивый
29. Тихий неорганизованный боязливый
30. Оптимистичный бдительный беззаботный

КЛЮЧ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата. Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность к риску”.

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

Степени предполагаемого риска;

Преобладающей мотивации;

Опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия Среднедневная выработка одного рабочего формула пример Среднедневная выработка одного рабочего формула пример Презентация по дислексии Презентация по дислексии