Презентация на тему: Кузнечное ремесло. Кузнечное ремесло – от истоков к современности Кузнечное ремесло сообщение

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Истоки кузнечного ремесла восходят к глубокой древности. Первое упоминание о кузнецах находим в мифах древней Греции: со времен, когда божественный кузнец Гефест выковал гвозди для распятия Прометея на кавказской скале. Отсюда и началась история кузнечного дела.

Имя Каина, первого сына Адама и Евы, этимологически значит «кузнец». Среди его потомков был Тувалькаин, который избрал кузнечное ремесло. Библия определяет его как изобретателя разного рода медных и железных орудий, употребляемых как для земледелия, так и для военных действий. Одно из первых упоминаний о кузнецах - в рассказе о сооружении Иерусалимского Храма при царе Шломо. Среди строивших стены Иерусалима при Нехемии были и кузнецы, изготовившие двери и ворота с замками и засовами. В Иерусалиме, перед его захватом римлянами в 70г до нашей эры, некоторые улицы и кварталы были населены исключительно кузнецами.

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла - это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они стали нагревать металл и придавать ему нужную форму.

Уже в VII—IX вв. у славян появляются специальные поселки металлургов. Кузницы в славянских поселениях располагались в стороне от жилых домов, возле рек: кузнецу постоянно нужен был огонь в кузнечном горне для размягчения металла и вода для охлаждения готовых изделий. Кузнечное ремесло считалось у славян занятием таинственным и даже колдовским. Недаром само слово «кузнец» родственно слову «козни». Кузнец, как и пахарь, был любимым героем славянского фольклора.

В изделиях древних славян орнамент очень спокоен, а изображения не внушают человеку страха. Житель бескрайних дебрей, древний славянин видел в фантастических существах, населявших, как он верил леса, воды и болота, не столько своих врагов, сколько покровителей. Они защищали, берегли его. Он чувствовал себя причастным к их жизни, а потому и в искусстве, в кованых изделиях стремился подчеркнуть эту нерасторжимую связь. Сформировавшиеся тогда художественные вкусы и навыки не исчезли со становлением феодализма и принятием христианства.

Процесс феодализации привел к образованию в 9в. Киевской Руси, крупного государства, быстро получившего известность во всем тогдашнем мире.

Имя легендарного основателя города Киева — Кий — родственно слову «ковать»; само это имя могло означать «палица», «молот». На Украине известны предания о том, как кузнец запряг в плуг чудовищного змея и заставил его пропахать борозды, которые стали руслами рек или сохранились в виде древних укреплений — «змеевых валов». В этих преданиях кузнец — не только творец орудий ремесла, но и создатель окружающего мира, природного ландшафта.

Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним, - вот набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ.

Для Киевской Руси прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия.

В X - XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел, у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов. Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение и в городе, и в деревне. Сырьем для получения железа служили болотная и озерная руды, не требовавшие при обработке сложной технологии и широко распространенные в лесостепи. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.

Очень быстро культура Киевской Руси достигла высокого уровня, соперничая с культурой не только Западной Европы, но и Византии. Блестящий расцвет переживал Киев - один из самых больших и богатых городов Европы 11-12 века. По словам Титмара Мерзебургского, немецкого писателя начала 11 века, в Киеве было несколько сот церквей и много рынков, что говорит об оживленной торговле и бурной строительной деятельности. Высоким мастерством отличалось прикладное искусство Киевской Руси, искусство кузнецов. Получив распространение в быту, оно в равной мере проявляло себя и в культовых предметах (оклады, резные иконы, кресты-складни, церковная утварь и т.д.).

Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подручный. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подручных.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги, шлемы и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос. К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков.

В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.

В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле. Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII - первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшее свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII - XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

В зодчестве Украины 14-17вв. большое значение получила крепостная архитектура. Территория Украины тогда представляла арену ожесточенной борьбы (Польша, Литва, Венгрия), подвергалась опустошительным набегам татарских, а затем турецких орд. Вследствие этого, изделия кузнецов также служили защите отечества, а декоративные средства применялись очень сдержанно.

С середины XIII века над Киевской Русью установилось владычество Золотой орды. События 1237 - 1240 гг. стали едва ли не самыми трагическими в многовековой истории нашего народа. Городам средневековья был нанесен непоправимый ущерб. Веками накапливаемое ремесленное мастерство было почти утрачено. После монгольского завоевания исчез ряд технических приемов, знакомых Киевской Руси, и археологи не обнаружили многих предметов, обычных для предшествующей игу эпохи. Из-за татаро-монгольского ига в XIII- XV вв. наметилось значительное отставание развития городов феодальной Руси от городов Западной Европы, в которых начинает зарождаться класс буржуазии. До нашего времени дошло незначительное число предметов быта XIV - XV вв., но и они дают возможность судить о том, как постепенно возобновлялось развитие ремесел на Руси. С середины XIV в. начался новый подъем ремесленного производства. В это время, в особенности в связи с возросшими военными потребностями, получила большее распространение обработка железа, центрами которого стали Новгород, Москва и другие русские города.

Во второй половине XIV в. русскими кузнецами впервые в стране были изготовлены кованые и клепаные пушки. Образец высокого технического и художественного мастерства русских оружейников являет дошедшая до наших дней стальная рогатина тверского князя Бориса Александровича, сделанная в первой половине XV века. Она украшена позолоченным серебром с изображением различных фигур.

С середины 16в. в украинской архитектуре ощущается воздействие искусства Возрождения. Влияние северо-итальянского, немецкого и польского искусства наиболее заметно в архитектуре и прикладном искусстве городов Западной Украины, особенно Львова. На смену духу средневековой отчужденности и аскетизма пришли светские стремления. В изделиях кузнечных мастеров любовно переданы мотивы природы, навеянные пейзажами Прикарпатья. Широкое применение нашел орнамент, украшение «виноградная лоза».

В полную силу художественные особенности железа раскрылись позднее, особенно в украинском искусстве XVII-XVIII столетий.

Оконные проемы закрывались ажурными коваными решетками, сады и парки оформлялись искусно сделанными коваными оградами, коваными воротами. Богато оформленные железные двери с элементами ковки украшали каменные храмы, дворцы, в строительстве которых принимали участие мастера всех видов ремесел.

В XVIII столетии ковка широко используется для выполнения оград городских усадеб, особняков, церковных дворов. С ней соперничает техника чугунного литья, вытесняя ковку как дорогостоящую работу. Но своеобразие художественных решений, которое достигается ковкой, сохраняет интерес к ней и в XIX веке.

В 1837г. Был утвержден новый генеральный план Киева. В 1830-50гг. в городе был выстроен ряд крупных общественных и административных зданий: Институт благородных девиц (1838-42гг. архитектор В.И. Беретти), ансамбль Киевского университета (1837-43гг. Беретти), присутственные места (1854-57гг. М.С. Иконников). Появился новый тип зданий - доходные дома, имевшие этажи под магазины, гостиницу, ресторан, контору.

Фантазия и мастерство кузнецов, изобретательность, виртуозное владение технологией, прекрасное знание особенностей и возможностей металла позволяли создавать высокохудожественные произведения кузнечного искусства, безгранично большого и выразительного мира кованого металла.

Использование форм различных исторических стилей - готики, ренессанса, барокко, а также множества восточных элементов, привело к возникновению эклектики.

Создаются причудливые узоры из переплетов. В оградах, балконных ограждениях, дизайне лестниц, - во всем господствуют капризные криволинейные очертания, стилизация растительных мотивов, особенно трав, цветов, с изогнутыми стеблями и причудливыми формами лепестков.

В XX веке на смену декоративному кованому металлу пришли сварные конструкции, что связано с развитием прокатного и штамповочного производств, художественная ковка стала упрощаться.

Многообразие направлений и концепций в архитектуре и прикладном искусстве противоречило целям формировавшегося в то время тоталитарного режима. К началу 30-х годов ХХ века власть установила жесткий контроль над искусством и архитектурой. Главные составляющие советского декоративного искусства 1920-30гг - простота и функционализм. Тоталитарная власть воспринимала формальные поиски художников и архитекторов как слишком аполитичные, слишком демократичные, не поддающиеся идеологическому контролю. Попрание демократических принципов в жизни общества отразилось и на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса - свобода самовыражения художника. Годы сталинизма - один из самых трагических периодов в истории искусства нашей страны. Метод социалистического реализма, скованный жесткими рамками директив - единственное направление искусства 30-50гг. Кузнечное производство было признано «буржуазным» и надолго прекратило свое существование. Лишь после распада СССР и падения соц. системы кузнечное искусство получило возможность бесцензурного, творческого развития.

В настоящее время популярность кованых изделий растет. Украшение дома, сада, квартиры и офиса коваными предметами интерьера стало "модным" у состоятельных людей. Ничто не может так преобразить, подчеркнуть индивидуальность квартиры, дома, сада, как по-настоящему красивые и стильные кованые детали интерьера. И это бесспорно, так как именно художественная ковка является одним из последних "живых" ремесел в наш век стандартных изделий, производящихся массовым тиражом.

Возрождение художественной ковки имеет огромное значение для современного декоративно-прикладного искусства.


Изделиями из металла люди пользуются с незапамятных времён. Первобытные кузнецы, удивляя своих соплеменников, при помощи огня превращали неказистые куски железной руды в оружие для охоты и земледелия, а также в украшения. Постепенно кузнечное ремесло совершенствовалось, и у мастеров накапливались свои тайны, появлялись ритуалы и традиции. То, что работа кузница была делом необычным и чудесным, подтверждают многочисленные сказания, мифы и легенды. И недаром единственной «божественной» профессией была именно профессия кузнеца.


У славян этим почётным делом занимался Сварог, у греков – хромой Гефест, у этрусков - Сефлакс, у кельтов – Гоибниу и т.д. Однако отношение к кузнецам в большей мере было осторожным, чем восторженным. Сотрудничество с одной из стихий, с огнём, в постоянном железном лязге и грохоте – всё это постепенно ставило границы между обычными людьми-земледельцами и кузнецами. Из-за опасности возникновения пожара кузнецы жили на отшибе, и это придавало мастерам ещё больший налёт таинственности.


В более ранние периоды на обучение кузнечному делу отправляли мальчиков, которые имели физические недостатки, например, хромоту. Такие подростки не могли быть воинами, и поэтому со временем становились кузнецами. Может именно в связи с этим во многих легендах в роли кузнецов выступают гномы и карлики, тролли и эльфы. В некоторых племенах своих же умельцев - мастеров нарочно калечили, чтобы они не могли уйти из селения, и работать на чужих. Со временем они становились своеобразными «жрецами», которые были обладателями не только профессиональных, но и религиозных знаний. У разных народов отношения к мастерам наковальни было неодинаковым. Например, в африканских племенах можно наблюдать в этом отношении глобальные различия. Некоторые племена Чёрного континента окружают кузнецов всяческим уважением, почти как жрецов. Именно кузнецы здесь имеют право изготавливать деньги, воспитывать молодое поколение, выступают в качестве политических вождей. Тем не менее, многие племена африканцев и сегодня считают кузнецов колдунами, презирают, но, в то же время, и боятся их. В таких селениях кузнец является своего рода парией, и помимо оскорблений, ему приходиться ещё и опасаться за свою жизнь, причём такие убийства остаются безнаказанными.


На Руси в подручные, а то и в наставники кузнецам «давали» нечистую силу – чёрта. Считалось, что именно благодаря подсказкам этого злокозненного существа мастера получают ценные секреты своего ремесла. Даже такие слова как «коварный» или «коварство» происходят от глагола «ковать». Был у русских кузнецов и свой особый день – Кузьмы и Демьяна. В этот день мастера раздавали милостыню нищим. Крестьяне верили, что в этот день к кузнецам может приехать сам чёрт, чтобы подковать свою лошадь. Причём под личиной лошадей были скрыты самоубийцы или утопленники, поэтому кузнецы в этот день не работали - боялись. Также существовало поверье, что если «клиент» ушёл из кузни молча, не поблагодарил и не расплатился, то это был вовсе не человек, а опять-таки черт. Вообще само железо отождествлялось с нечистой силой, недаром у фольклорной нечисти (русалок, чертей) некоторые части тела были железными. Поэтому и кузнецы, работавшие с металлом, считались пособниками нечистой силы. Но вот сами металлические изделия нередко служили в качестве обязательных оберегов, а жители Русского Севера верили, что тонущему человеку нужно перечислять металлические предметы – таким образом отпугивали водяного, чтобы не утащил на дно.


Народы севера наделяли кузнецов почти той же магической властью, что и шаманов. Считалось, что кузнец способен даже сжечь душу шамана, а вот свою собственную он хранит в огне. Кузнецы, как и шаманы, могут исцелять или предсказывать будущее.


Согласно верованиям бурятов, некогда основателями первых кузнечных династий стали девять сыновей небесного кузнеца Бошинтоя, которые спустились к людям. Поэтому любой желающий бурят не может стать кузнецом – для этого нужно иметь подходящую родословную, доказывающую, что предком нынешнего мастера был сын Бушинтоя. У бурятских мастеров есть и свои особые обряды, иногда очень напоминающие шаманские. Например, духам-покровителям и богам приносится в жертву конь, при этом у жертвенного животного вырывают сердце. Некоторые из кузнецов во время проведения определенных ритуалов натирают себе лицо сажей. Буряты называют их «черными кузнецами» и боятся их.


У якутов с посвящением в кузнецы тоже не так всё просто. Если человек изъявил желание работать с металлом, он покупал нужные инструменты и приступал к работе. Если, проходя мимо кузни, ночью людям слышался стук молота или шум кузнечного меха, значит, у нового мастера появился свой дух-покровитель, и такой человек мог стать настоящим кузнецом. Однако бывало и так, что спустя 2-3 года работы кузнецом человек заболевал особой болезнью: на конечностях появлялись нарывы, болела спина. Считалось, что это происходит с теми, у кого в роду не было кузнецов, или же они были, но кузнечным ремеслом почему-то никто долго не занимался. В этом случае опять-таки помогало жертвоприношение, но уже черного бычка-трехлетка при участии шамана.


Вообще, жертвоприношения покровителям кузнечного ремесла были делом распространенным. Этот метод практиковали и в Индии, и на Руси, и в Абхазии (даже ещё в прошлом веке). Как ритуальные пожертвования использовалось и специально изготовленное оружие – обычно его бросали в реку или озеро.


Особыми магическими свойствами обладало оружие и изделия, выкованное из «небесного металла» - из железных метеоритов. Один такой метеорит весом в 34 тонны был найден на севере Гренландии. Местные эскимосы на протяжении многих лет делали из него гарпунные наконечники, ножи и т.д. «Небесный» металл отличается высоким содержанием никеля, и поэтому его достаточно легко вычислить. Многие эпические герои и полководцы наделялись таким волшебным оружием. Король Артур, Тамерлан, Атилла – древние предания говорят о том, что оружие и доспехи этих воителей имели именно «небесное» происхождение. Любимый перстень царя Соломона и корона Александра Македонского тоже были изготовлены из «звезды» - из метеорита. Из метеорита был сделан и кинжал фараона Тутанхамона, найденный в его гробнице.


Так же, как и северные народы, славяне придавали кузнецам «колдовские» полномочия. Он мог врачевать, мог отогнать от селения нечистую силу, проводить свадебные обряды. Хороший кузнец должен был уметь справиться с самой норовистой лошадью, и действительно, некоторые обладали особым умением укрощения животных. Один крестьянин рассказывал, как его дядя водил подковать лошадь к трем кузнецам, но взять её за ногу не могли – дикая. И только четвёртый смог справиться с животным. После того, как кузнец провел рукой от головы лошади до её ног, она успокоилась, и дала себя подковать. Видимо, мастер обладал какими-то знаниями. (Похожий случай описан в одном из рассказов ветеринара Д. Хэрриота, где пленный итальянец заставил стоять строптивого вола спокойно, просто закрутив ему ухо. Ветеринары, присутствовавшие при этом, неоднократно пробовали самостоятельно повторить этот же тот трюк с другими волами - но безрезультатно).


У работающих в кузне людей существовали свои обычаи и поверья. Так, нельзя было самовольно брать инструменты кузнеца, плевать в огонь, садиться на наковальню или доделывать чужую работу. Перед работой у наковальни мастер должен был протереть лицо.


Подводя итог можно сказать, что у разных народах традиции кузнечного дела свои, и отношение к кузнецам также складывалось не совсем обычное. Однако, несмотря на это, в большинстве своём кузнецы были почитаемыми и зажиточными людьми, да к тому же владеющими особыми знаниями и тайнами заговора.

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.

Медный век

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.

Marie Reed , CC BY-SA 3.0

Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали.

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки - чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.

Железный век

Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» - человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600–700˚С.

, CC BY-SA 4.0

В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.

Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Ковка

Ковка - основное техническое действие кузнеца. Она производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.

Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.

Инструменты

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят:

  • Горн (устройство для нагрева заготовок)
  • Ёмкость с водой (для охлаждения).
  • Большая (основная) наковальня.
  • Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки различного вида и назначения.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т.д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)

В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.

Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.

Фамилии

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии - общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.) , Ковальский, Ковальчик (польск.) , Смит (англ.), Шмидт (нем.) , Лефевр, Ферран (фр.) , Эрреро (исп.) , Дарбинян (арм.) , Мчедлидзе (груз.) , Чкадуа (мегр.) , Ажиба (абх.) , Сепп (эст.) , Сеппенен (фин.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он - либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. - в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.

В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов).

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто - культурный герой.

Фотогалерея












Полезная информация

Кузне́ц - мастер, занимающийся обработкой металла.

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца - металлы: железо (сталь), а также медь и ее сплавы (бронза…), свинец, благородные металлы. Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и прочее.

«Металл неба»

Человек знал железо (Fe) очень давно, но это было метеоритное железо. Древние летописи говорят об оружии из «металла неба», которое принадлежало героям или полководцам. Изделия из метеоритного железа легко отличить по высокому содержанию никеля. Но этот ресурс не удовлетворял потребности человечества.

Слесарь - это не кузнец

Первоначально, слово слесарь обозначало «замочный мастер», от немецкого замок (Schloss) или ключ (Schlüssel). В дальнейшем, до появления мастеров станочников, так называли всех мастеров, обрабатывающих металл холодным. Для примера, соединение отдельных деталей в единое изделие кузнецы и слесаря могут осуществлять одним приёмом - клепкой, но ковка (кузнечная сварка) приём исключительно кузнечный, так же как пайка - слесарный.

О волочении

Раньше такие операции выполнялись вручную, теперь их полностью заменили механизмы. Для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял ее (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Архетипичность кузнеца

Кузнечное ремесло - одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже - колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами.

Этимология слова «кузнец»

«коварство» (однокоренного со словом «ковать»; ср. чешск. kovářstvo = кузнечество и «козни» (однокоренного со словом «кузнец»). В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

Особые должности

В «допетровской» России казенные кузнецы были служилыми людьми «по прибору» и получали из государственной казны денежное жалование. В слободских казацких полках кузнецы были нестроевыми казаками-«подпомощниками» и принимали участие в походах. В кавалерийских частях и конной артиллерии российской армии и РККА, вплоть до середины XX века так же существовали штатные должности кузнецов.

Античные персонажи

  • Гефест - древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-мастер
  • Вулкан - древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом
  • Сефланс - этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану
  • Тельхины

Кельтские и скандинавские персонажи

  • Гоибниу - кельтский бог-кузнец, чьё имя даже происходит от слова «кузнец».
  • Гофаннон - аналог Гоибниу у валлийцев
  • Тор - скандинавский бог-громовержец
  • Велунд (Вёлунд, Weyland) - кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») - см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста
  • Мимир - гном-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
  • ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
  • Кальвис - бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель

Славянские персонажи

  • в осточнославянский Кий
  • Перун - древнеславянский бог-громовержец
  • Сварог - древнеславянский бог-кузнец

Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи

  • библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток - т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
  • еврейский Тубал-Каин (Тубалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется в ритуале третьего градуса масонства. Потомок Каина в 6-м поколении.
  • кузнец св. Элигий, епископ Нуайонский, (ок. 588-660) - патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
  • св. Дунстан, подковавший Сатану - покровитель кузнецов и ювелиров
  • Ильмаринен - порсонаж карело-финского эпоса Калевала.
  • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
  • кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
  • хитроумный Левша, герой Лескова
  • Кузнец из Большого Вуттона - герой одноимённого произведения Толкина
  • Ауле - у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твёрдая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
  • Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
  • Медведь-кузнец из «Котлована» Андрея Платонова.
  • Казак-кузнец Ипполит Шалый из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как называются люди которые выращивают растения? Как называются люди которые выращивают растения? Презентация к классному часу на тему: Презентация к классному часу на тему: "Зачем мы учимся? Кодекс корпоративной и деловой этики охранного предприятия «Водопад Стандарты корпоративной этики Кодекс корпоративной и деловой этики охранного предприятия «Водопад Стандарты корпоративной этики