Бизнес-симуляции в программах обучения: преимущества и недостатки. Командообразующие бизнес-симуляции (различные сценарии и форматы)

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Справочник по управлению персоналом

Оценить на практике за короткий промежуток времени долгосрочные эффекты принятых решений без реального ущерба для бизнеса и проверить свои предпринимательские и управленческие компетенции сегодня можно с помощью современных инструментов обучения – интерактивных форматов. К преимуществам бизнес-симуляций относят возможность участия больших групп сотрудников с активным вовлечением в процесс обучения, что в итоге способствует еще большему сплочению команды.

На рынке тренинговых услуг представлено большое количество продуктов, которые призваны решать запросы на сплочение команды, активное вовлечение в процесс обучения, например, командообразующие мероприятия, которые сейчас переживают второй виток рождения, а также стратегические сессии, групповые коуч-сессии и прочее.

Бизнес-симуляции являются современным способом практической отработки эффективных алгоритмов действий в реальных условиях бизнеса. Интерактивные форматы позволяют участникам игры взглянуть на бизнес под другим углом, с более широким горизонтом. Симуляционные формы обучения сотрудников делаются все более востребованными в корпоративном обучении.

Предпосылки к внедрению проекта

HR-директор крупного производственного холдинга обратился в консалтинговую компанию с запросом: «Покажите нашим руководителям n-2 уровня, каким образом каждый из них влияет на предприятие в целом». Основная проблема была ясна: руководители не могли решить, кто из них важнее, каждый «тянул одеяло на себя», в результате компанию периодически лихорадило – то перепроизводство, то недопоставки. Задача осложнялась тем, что руководители уже не раз проходили различные тренинги и были достаточно осведомлены и информированы. От командообразующих мероприятий HR-директор отказался: «незачем нам корпоративы дополнительные устраивать». В итоге консультантами было предложено провести обучение в интерактивном формате.

У HR-директора при изучении коммерческого предложения возник вопрос, в чем заключаются преимущества интерактивного обучения перед ставшими уже привычными формами, например, перед классическим тренингом (таблица). Вопрос вполне резонный – странно предлагать топ-команде играть в игрушки, когда не понятны выгода и эффективность. Таким образом, причина сомнений – в отсутствии информации, которую, соответственно, необходимо предоставить, а также продемонстрировать игру.

С целью ознакомления консультанты провели презентацию деловой бизнес-симуляции SimDustry для HR-директора, что позволило ему сформировать мнение относительно данной игры и интерактивного подхода к обучению в целом. В результате был заключен контракт на реализацию проекта по обучению основам экономики и финансов предприятия, в контур проекта вошли руководители уровня n-2, а основной методикой обучения была выбрана бизнес-симуляция.

Рассмотрим проект с использованием интерактивных форматов обучения.

Таблица. Интерактивный формат обучения

Обучение с помощью игры SimDustry

Основная задача бизнес-симуляции SimDustry – дать участникам возможность почувствовать себя директорами производственного предприятия. Цель участников – построить эффективную компанию, которая стабильно развивается и приносит прибыль.

Во время первоначального инструктажа, ведущий бизнес-симуляции описывает основные роли участников каждой команды. В каждой команде выделяется генеральный директор, за которым, в конечном итоге, будет последнее слово при принятии управленческих решений. Он же отчитывается перед импровизированными акционерами о достижениях компании за прошедший период и о примерной стратегии на ближайшие раунды. Так же в команде выделяется роль маркетолога – это человек, который имеет право в специально отведенный промежуток времени перемещаться по аудитории и смотреть на доски других компаний – своего рода маркетинговые исследования. Другие роли в командах опциональны – финансовый директор, директор по производству, директор по поставкам и т.д. Данные роли вводятся в зависимости от количества игроков или пожеланий заказчика для большей адаптации симуляции к реалиям бизнеса. Опциональны же они потому как участники в любом случае решения принимают сообща и одновременно выступают в каждой из роли на различных этапах игры.

Количество ведущих бизнес-симуляции зависит от количества команд. Нормальной практикой считается 2 ведущих на 4 команды. Такое количество ведущих позволяет проводить небольшие консультации команд в ходе проведения симуляции, а так же корректно обрабатывать результаты раундов.

Основная роль ведущих в бизнес-симуляции – разъяснять правила и отвечать на вопросы, касающиеся теории финансов. При этом ведущие не дают советов по стратегии или тактике игры, не склоняют участников к принятию каких-либо решений. Иногда ведущие могут выступать в роли провокаторов – с целью продемонстрировать возможные ошибки менеджмента в условиях давления (например, времени).

В процессе игры участники объединяются в команды по 5–6 человек (в игре участвовало пять команд), каждая команда является советом директоров небольшого предприятия. Стартовые условия для всех команд одинаковые: два завода, некоторое количество запасов на складах, разработанные технологии, долги и деньги на счетах. Игра ведется этапами (продолжительность этапа – 30–40 минут), каждый из которых символизирует один игровой год. В ходе игры самой бизнес-симуляции, ведущие делают заметки для финального разбора – когда будут выявляться сильные и слабые стороны команд, даваться конкретные рекомендации.

В течение каждого этапа игры участники принимают решения относительно дальнейшей судьбы производственного предприятия:какие заводы построить (или взять в аренду), сколько произвести продукции, на какие рынки выходить, какими кредитами пользоваться, какие деньги выделять на маркетинг. При этом каждое решение, принятое на определенном этапе, отражается на финансовых результатах в долгосрочной перспективе.

После каждого этапа ведущий проводит дебрифинг. В ходе дебрифинга участники докладывают о своих текущих результатах, сравнивают итоги года, рассказывают о предполагаемой стратегии на следующие этапы игры. В ходе обсуждения постоянно идут отсылки к реальной рабочей практике, рассматриваются финансовые инструменты анализа предприятий и сравниваются стратегии.

Как говорилось выше, бизнес-симуляция может быть полезна не только для отработки каких-либо навыков или получения руководителями новых знаний. Бизнес-симуляция так же может быть использована и для оценки персонала.

По договоренности с заказчиком, во время проведения бизнес-симуляции, в аудитории могут находиться сотрудники отдела оценки персонала. Они помогут оценить потенциал работы команды и каждого из ее участников. В данном случае, расчет количества оценщиков происходит в пропорции 1 к 1 по отношению к количеству команд.

По результатам участия в данной бизнес-симуляции участники самостоятельно отвечают на следующие вопросы:

  • Что необходимо делать руководителю, чтобы обеспечивать доходность и прибыльность бизнеса?
  • Как действия руководителя конкретного направления влияют на бизнес-результаты всей компании?

  • В завершении бизнес-симуляции проводится разбор всей игры. В ходе данного разбора ведущие выступают в роли фасилитаторов и помогают участникам сформулировать основные выводы на будущее, провести «разбор полетов» по горячим следам.

    По итогам SimDustry участники наиболее часто делают следующие выводы:

  • Для достижения результата бизнеса необходимо уметь мыслить на несколько шагов вперед
  • Каждое из подразделений в компании важно и игнорирование потребностей одного подразделения в конечном итоге может разорить всю компанию
  • Кредитные ресурсы для организации – благо, которым надо уметь пользоваться
  • Денежный поток и прибыль – это разные понятия и руководителю необходимо уметь управлять и тем, и другим
  • Небольшой просчет в стратегии на старте компании может обернуться крупным провалом через 2-3 года
  • Неумение прогнозировать денежный поток приводит к кассовым разрывам в самых неожиданных местах и прочие.
  • Возможные трудностии способы их решения

    При проведении интерактивного обучения можно столкнуться с рядом трудностей, в числе которых – недоумение, негативный настрой участников по отношению к предстоящему событию. Нежелание некоторых руководителей принимать участие в подобных «играх» – довольно часто возникающая сложность. Для ее решения порой достаточно на первом этапе сформировать команды таким образом, чтобы в каждой оказалось хотя бы по 1–2 мотивированным участникам. Это помогает запустить игру, а далее сама симуляция втягивает остальных и снимает все напряжение. В описанном случае помогло также предварительное информирование об игре. Тем не менее, те участники, которые предварительно получили информацию об игре, были в предвкушении. В игре приняли участие 27 директоров в возрасте от 35 до 55 лет.

    Еще одна возможная трудность – ощущение искусственности достижений у участников игры. Для того чтобы у участников не возникло подобных эмоций,самое главное при проведении интерактивных форматов обучения – глубокий разбор каждого из этапов с обязательным «приземлением» на практическую деятельность участников. Качество данного разбора всецело зависит от ведущего и от его умения гибко адаптироваться под реалии бизнеса, для которого проводится обучение. Самое главное требование к ведущему – четкое понимание целей обучения, первоначальных проблемных зон компании-клиента и ее запроса.

    Способом «приземления» результатов бизнес-симуляции на реалии участников является также адаптация игры. После предварительной работы с заинтересованными сторонами, еще на подготовительном этапе, производится тонкая настройка игры под потребности конкретного бизнеса. Это позволяет в ходе симуляции участникам обязательно встретиться с теми проблемами, которые бизнес испытывает в настоящий момент и совместными усилиями преодолеть их. Такая настройка подойдет для тех игр, которые направлены на выявление и решение системных проблем. Для бизнес-симуляций, нацеленных на развитие единичных навыков (например, стратегическое мышление в игре «Золото Королей Пустыни»), такая настройка не потребуется, так как эти игры изначально «настроены» на достижение конкретных результатов.

    Еще одна трудность, которая может возникнуть, – недостаточность теоретической подготовки участников. С одной стороны, данная проблема решается благодаря предварительному обучению (онлайн курсы по экономике или предварительный однодневный тренинг), с другой стороны – с помощью автоматизированных помощников на iPad, своего рода шпаргалок, подсказывающих участникам как заполнять финансовые документы.

    В числе возникающих трудностей, довольно банальных на первый взгляд, но встречающихся очень часто – подготовка зала, не соответствующая формату мероприятия.Поскольку бизнес-симуляции по большей части настольные игры, при их проведении есть определенные требования к размеру столов, количеству стульев и ширине проходов. И если при проведении тренингов данную проблему преодолеть проще за счет быстрой перестановки стульев, то в формате бизнес-симуляций неправильно подготовленная аудитория может привести к срыву мероприятия.

    Нередко на этапе внедрения сложно «продать» идею руководству.В описанном выше предприятии достаточно было вовлечь заинтересованные стороны в презентацию и мини-игру для того, чтобы продажа состоялась. В других случаях помогают промоматериалы и отзывы реальных участников, а также демонстрация реальных эффектов, которые дает участие в бизнес-симуляции. Третий вариант преодоления данной задачи никто не отменял – это собственные навыки консультантов по продаже идей.

    В приведенном выше примере до финального этапа игры дошли не все. Одна команда не справилась с финансовым управлением и обанкротилась. Еще одна – только к концу восьмого года смогла расплатиться по обязательствам и выйти в зону прибыльности. Благодаря этому участники в ходе игры осознали факторы, которые влияют на принятие решений. Каждый из участников научился читать и использовать основные финансовые документы (отчеты о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств) и развил в себе предпринимательское мышление.

    Провидение бизнес-симуляции: примеры и выводы

    Из пяти команд, участвовавших в игре, наиболее успешной оказалась одна. Это обусловлено тем, что в ходе игры участникам удалось правильно расставить приоритеты и качественно выстроить взаимодействие. Члены этой команды начали с того,что разработали долгосрочную стратегию, наметили цели и распределили между собой обязанности. Участники также постоянно проводили промежуточный анализ для корректировки пути развития, то есть были гибкими и мобильными.

    По специфике своей деятельности некоторые участники ранее не были связаны с управленческими должностями, а скорее являлись техническими специалистами, поэтому опыт руководства в игре оказался для них оченьинтересен и полезен. Участвуя в симуляции, игроки почерпнули для себя много нового в области управления компанией, в финансовых и экономических вопросах.

    Например, один из участников симуляции на протяжении всей игры был против активного кредитования компании, так как привык рассматривать кредит с точки зрения физического лица. В конце игры он осознал, что был не прав, так как компания-конкурент, использовав возможность кредитования по максимуму, обошла его команду по прибыли и заняла первое место.

    В экономике есть базовое понятие – «амортизация». И нередко не экономисту сложно объяснить, что «амортизация» – это «не денежная» статья расходов. Но с помощью игры SimDustry это осваивается участниками достаточно быстро и никогда уже не забывается. Благодаря перемещению фишек по игровому полю участники наглядно увидели, каким образом, например, уменьшается стоимость активов предприятияи формируются расходы.

    Пожалуй, самый важный вывод, который сделали большинство участников бизнес-симуляции – это комплексное видение деятельности своих предприятий, которое значительно шире видения в рамках только своего подразделения.

    Результаты проекта

    По сравнению с классической тренинговой активностью интерактивная форма обучения показала несравненно большую эффективность в долгосрочном плане, что было отмечено заказчиком – HR-директором крупного производственного холдинга по прошествии семи месяцев. Как следовало из отзыва, участники даже через семь месяцев помнят о проведенной игре и активно используют на практике собственные выводы и советы ведущего, сгенерированные в ходе бизнес-симуляции и дебрифингов. Один из дополнительных результатов бизнес-симуляции – сплочение команды, развитие неформальных связей между участниками, что в свою очередь приводит к упрощению межфункционального взаимодействия. HR-директор отметил также сокращение времени согласований принимаемых решений. Во время совещаний руководители стали внимательнее относится к точке зрения оппонента, при принятии решений стали учитывать, в том числе, влияние этих решений на другие подразделения. Как дополнительный плюс были отмечены конкретные бизнес-показатели: количество недопоставок сократилось на 37% благодаря более слаженной работе подразделений; сроки обработки выполнения заявок внутренних клиентов сократились в среднем на 1,5–2 дня, что в целом положительно влияет на эффективность бизнеса компании.

    Узнайте, что такое бизнес-симуляция, каковы цели ее использования, в чем заключается суть технологии и отличия бизнес-симуляции и деловых игр, ознакомьтесь с примерами бизнес-симуляции и готовыми кейсами.

    Из статьи вы узнаете:

    Что такое бизнес-симуляция, каковы цели ее применения в бизнесе

    Бизнес-симуляция (business simulation) или моделирующая игра относится к современным технологиям, которые применяются не только для развития персонала, но и для проведения оценки. Суть заключается в том, что сотрудники могут приобрести опыт в решении сложных задач, участвуя в моделирующей игре, где смоделированы реальные бизнес-процессы, приближенные к условиям и специфике работы конкретной компании.

    Скачайте документы по теме:

    Основная цель бизнес-симуляции заключается:

    • в развитии персонала. Моделирующая игра служит отличным тренажером, помогающим развивать управленческие навыки, оттачивать определенные качества и формировать бизнес-мышление. Если используется игра , в которой смоделированы реальные условия бизнеса, участники тренируются, осваивают навыки поведения в сложных ситуациях, возникающих в реальных условиях. Кроме этого, групповые формы таких игр позволяют научиться межфункциональному взаимодействию, основам взаимопомощи;
    • в оценке персонала. В процессе игры достаточно легко определить уровень развития навыков того или иного специалиста. Менеджер по работе с персоналом сможет оценить умение расставлять приоритеты, анализировать ситуацию, выстраивать эффективную цепочку взаимодействия с остальными участниками, решать поставленные задачи и т.д.

    Пример бизнес-симуляции

    Перед заключением договора с провайдером на приобретение моделирующей интерактивной игры стоит предварительно опробовать эту игру, запустив демо-версию. Если выяснится, что присутствуют какие-то отрицательные параметры и результат некорректный, стоит указать на это разработчикам. Если все будет быстро исправлено, это весомый аргумент в пользу сотрудничества с выбранным провайдером.

    Бизнес-симуляция в банке: пример

    Цель:

    • формирование принципов управления;
    • развитие стратегии управления ;
    • умение работать в команде;
    • отработать технологию принятия сложных управленческих решений.

    Предложенная концепция:

    Стать лидером по капитализации в течение нескольких лет в условиях конкуренции между несколькими крупными банками, достичь эффективной работы при нестабильности рыночной экономики.

    Инструменты:

    • формирование команды управленцев;
    • распределение ролей;
    • разработка стратегии на ближайшие 5-7 лет;
    • выбор основного портфеля продуктов или услуг, с которыми будет проводиться работа;
    • выбрать направление развития и определить темп;
    • найти баланс между риском и выгодой;
    • отработать бизнес-компетенции , умение планировать и достигать результата.

    Результат:

    В результате проведения бизнес-симуляции все цели были достигнуты. В итоговом определении это отразилось на эффективности работы банка. Сотрудники научились принимать решения, взаимодействовать, ставить цели и достигать их, развиваться в условиях жесткой конкуренции.

    Виды бизнес-симуляций и деловых игр

    Бизнес-симуляции и деловые игры подразделяются на две группы:

    Стандартные игры относительно доступнее и значительно дешевле. Адаптированные требуют вложение временных и материальных затрат. Но при этом адаптированные бизнес-симуляции отличаются большим развивающим смыслом, их специфичность направлена на оттачивание тех навыков, которые в данный момент требуются сотрудникам.

    Светлана Шишкина,
    Генеральный директор и основатель компании,
    Аутстаф Столица

    Сильная сторона этой игровой модели: максимально приближенная к реальности, она даёт возможность - детально отработать процессы, предлагать новые модели и решения, работать в команде и, вместе с тем, максимально проявить свою индивидуальность, многократно ошибаться и исправлять ошибки без ущерба и рисков для самого бизнеса и её участников.
    Говоря об ограничениях, стоит отметить, что невозможно применять одну и ту же бизнес – симуляцию в разных компаниях. Это, действительно, очень мощный уникальный продукт, который требует индивидуальной разработки под бизнес конкретной компании.

    Чебыкина Ольга,
    Руководитель департамента оценки и развития персонала IBC Human Resources

    У бизнес-симуляций есть свои ограничения.
    Во-первых, каждая бизнес-симуляция уникальна! Ее невозможно без изменений провести для другой компании. То есть стандартного типового продукта не существует, она разрабатывается под конкретную ситуацию, компанию, клиента.
    Во-вторых, фокус внимания, в отличие от большинства деловых игр, направлен не на человеческий фактор, а на функционирование систем.

    В-третьих, бизнес-симуляция намного затратней деловой игры за счет своей уникальности. Однако, многие компании идут на эти траты, понимая, что эффект может быть значительным.

    Бизнес-симуляция, как мультимедийное устройство, позволяет проигрывать ситуацию снова и снова (или как шахматная партия, разыгрываемая каждый раз с новой тактикой). Отслеживая все моменты, связанные с изменениями, и позволяя прогнозировать последствия.
    Таким образом, грамотно разработанная бизнес-симуляция является мощным ресурсом для прогнозирования и развития стратегического мышления и принятия решений.
    О недостатках бизнес-симуляции красноречиво говорят ее «ограничения».

    Гюзель Гараева, директор по персоналу ОБИ Россия

    Мы видим только преимущества от применения игры-стратегии как инструмента развития персонала – с недостатками, если они и есть, мы не сталкивались. Основное преимущество заключается в том, что мы получили комплексный инструмент обучения, который полностью имитирует бизнес-деятельность гипермаркетов ОБИ. Игра не только развивает практические навыки управления продажами, затратами, сервисом и персоналом, но и системное мышление. В процессе игры сотрудники учатся анализировать ситуацию, расставлять приоритеты и просчитывать наперед возможные риски.

    На протяжении 10 лет мы активно занимались обучением через классические тренинги, но со временем интерес к ним начал ослабевать. Так возникла идея внедрить инновационный инструмент обучения. Мы создали для нашей целевой аудитории – молодых людей в возрасте от 25 до 40 лет, выросших на Warcraft, Age of empires и др., – новый действенный и привлекательный формат: компьютерную игру-симуляцию. Помимо высокой эффективности, она добавила процессу гибкости (каждый сам выбирает удобное время и место игры).

    Вадим Ефремов,
    CEO, Blended Learning Strategist,
    Skillary

    Конечно же, симуляция - это здорово и эффективно, потому что человек обучается в условиях максимально приближенных к реальности. Но есть и подводные камни:
    1. Воссоздать реальность - очень дорого и не всегда нужно. Если речь идет об управлении боевым самолетом и угрозе для человеческой жизни, не говоря уже о десятках миллионов долларов, то симуляция абсолютно оправдана. Если речь идет об обучении сотрудников колл-центра, то гораздо проще и не менее эффективно дать им скрипт и натренировать на "живых" клиентах
    2. Симуляция - это сложный алгоритм, воспроизводящий законы, по которым живет система. Если в алгоритм закралась ошибка, то пользователи научатся совсем не тому, что нужно
    3. Игра на основе симуляции должна быть очень качественно выполнена с точки зрения педагогического дизайна - сама по себе симуляция ничему не учит. Важно настроить "путь пользователя", следуя которому пользователь сможет сделать те выводы и натренировать те навыки, которые необходимы
    В целом - за симуляциями будущее. С удешевлением программной разработки и развитием алгоритмов искусственного интеллекта, бизнес-симуляции в ближайшие 10 лет станут преобладающей средой обучения - это мое мнение.

    За последние 15 лет огромное количество сотрудников прошли разнообразные тренинги и у них сложилось впечатление, что они «все знают». К сожалению, это знание далеко не всегда переходит в реальную рабочую жизнь. Отсюда и популярность бизнес-симуляции - погружения в виртуальную реальность с законами реального бизнеса. Она может включать в себя и деловую игру, и кейсы и ролевые игры. Но сохраняется ключевой принцип - опора на реальные бизнес процессы. Эта особенность отличает бизнес симуляцию от тренинга. Здесь минимум теории и огромное количество практики, которая вовлекает участников, снижает критичность их восприятия и дает поле для отработки навыков. Впрочем, этот метод способен помочь и с теми сотрудниками, которые не проходили тренингов по нужной тематике - просто для них в бизнес-симуляцию включаются теоретические блоки. И в этом случае симуляция становится для них и проблематизирующей, и обучающей, и закрепляющей, и мотивирующей.

    В ходе бизнес-симуляции участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом внедряют в рабочую действительность. Стандартная бизнес-симуляция представляет собой типичную симуляционную программу обучения. Эта модель активно используется в обучении персонала многими компаниями. Адаптированная под клиента бизнес-симуляция, т. е. изготовленная «на заказ», создается с учетом индивидуальных особенностей компании и специфики сферы бизнеса. Если мы учитываем при разработке, что уже знают участники и используем это, получаем среду, в которой внутренняя мотивация на использования этих инструментов многократно увеличивается. Также сотрудники отрабатывают алгоритмы в различных практический кейсах и им гораздо проще и легче перенести это в ежедневную деятельность.

    Существует две основные разновидности бизнес-симуляций - настольные и те, которые предполагают использование IT-технологий в моделировании.

    У каждой есть свои преимущества и недостатки.

    Настольные бизнес-симуляции Электронные бизнес-симуляции
    Техническая сторона Простота и наглядность. Участники могут видеть, как их финансы передвигаются в соответствии с управленческим, производственным, маркетинговым циклами. Возможность использовать большое кол-во показателей и срезов успешности, усложнять или упрощать игру в зависимости от уровня и подготовленности аудитории
    Условия проведения Возможность проведения в любых условиях (нет зависимости от техники, к примеру) Обязателен интернет и работоспособность техники. Чтобы не тратить время на обработку результатов игровых раундов (все на сервере), гибко подходить к выбору показателей и их оценки. Анализировать по различным срезам. Также существует возможность дистанционного обучения, нахождения тренера и участников далеко друг от друга. В этом случае можно использовать классические «виртуальные» встречи для обсуждения результатов и «домашние задания»
    Роль тренера Высокий уровень зависимости от квалификации тренера. Обратную связь по результатам можно получить только после того, как тренер обработает вручную результаты, полученные от участников. Это часто негативно сказывается на динамике программы и снижает интерес аудитории к процессу. Преподаватель должен глубоко разбираться в теме, т.к. выходя на топ-аудиторию, может рассчитывать только на себя. Влияния квалификации тренера на качество результата ниже, чем в настольных играх: в самой игре содержится такое кол-во информации, подсказок и критериев сравнения, что в некоторых случаях тренер выглядит «абсолютным гением»*.
    Обработка результатов Проблемы могут начаться, когда необходимо собрать большую аудиторию. Процесс сбора и обработки данных становится бесконечным, параллельно нужно отвечать на вопросы участников. Плюс банальные неудобства типа поиска подходящего помещения и др. Быстрота обработки (5-15 минут в зависимости от кол-ва комментариев), что позволяет держать интригу программы в течение всей игры
    Иные возможности Благодаря продуманности и насыщенности информации, удобству интерфейса для тренера, на программы можно сертифицировать внутренних специалистов для ведения бизнес-симуляций in-house. Это позволяет в итоге существенно снизить стоимость программы для компании.
    * по признанию создателя IT бизнес-симуляции Capstone, Даниэля Смита.

    Как всякий автоматизирующий элемент труда, бизнес-симуляция снижает роль человека. «Движок» игры является интересным сам по себе, а программа может давать такой уровень анализа и рекомендаций по игре, что чтобы провалить тренинг нужно приложить дополнительные усилия. С точки зрения качества результата для участников, бизнес-симуляции на базе программного обеспечения более безопасны для тренеров, которые имеют массу возможностей выглядеть экспертами за счет возможностей, которые предоставляет IT моделирование именно для ведущих. С другой стороны, из всего вышеупомянутого не следует, что бизнес-симуляции на основе IT моделирования может вести кто угодно.

    Основные задачи, которые решает бизнес симуляция:
    Внедрение новых бизнес-процессов с минимальным сопротивлением;
    Поиск ошибок и путей оптимизации текущих бизнес процессов;
    Формирование стратегического видения компании и бизнеса;
    Адаптация к изменения в компании;
    Поиск путей решения сложных ситуаций в компании;
    Развитие навыков по любым необходимым компетенциям;
    Повышение качества кросс функционального взаимодействия;
    Внедрение корпоративной культуры и ценностей;
    Оценка сотрудников в ситуациях максимально приближенным к реальности;
    Командообразование в бизнес среде;
    Изменение отношения к своей работе. «Перезапуск» мотивации на свою рабочую деятельность.

    В США, где бизнес-моделирование наиболее популярно, к ведению семинаров на основе бизнес-симуляции Capstone допускаются преподаватели со степенью Ph.D. (академическая степень соответствует нашему доктору наук). В остальном, информативность, наглядность, возможность сравнивать большое количество показателей, и, главное - скорость обработки результатов игровых периодов позволяет поддерживать высокий уровень вовлеченности участников на всем протяжении программы.

    Помимо технической стороны вопроса и аспекта увлекательности для игроков, возможно выделить два формата по процессу обучения.

    Первый - классический учебный процесс, который используют в западных университетах, когда в течение семестра каждое занятие соответствует одному игровому периоду (1 финансовому году). Между встречами студенты получают домашние задания, анализирует кейсы и т. д. В этом формате у участников есть время на глубокое понимание игры и более качественное освоение знаний.

    Второй - корпоративное обучение, где временные ограничения на практике получает ключевое значение, так как отрыв сотрудников от рабочего процесса редко бывает простым. В этом случае используются программы от 2-х до 3-х дней, где участники полностью погружаются в игровой процесс.

    Если эффективность бизнес-симуляций в рамках академического университета доказана годами и очевидна (это сочетание динамичности формата, возможности интегрировать знания, полученные в рамках других предметов, и выстроить целостную картину бизнес взаимодействия внутри и снаружи виртуальной корпорации), то опыт бизнес-игр в корпоративных университетах не столь однозначен.

    Из положительных сторон стоит отметить разнообразие задач, которые можно решать с помощью симуляции в рамках учебного центра. Начиная от обучения конкретным знаниям в области понимания бизнеса: работа с финансовой информацией, ценообразование, утилизация производственных мощностей и заканчивая выбором стратегии компании и развитием навыков влияния в команде.

    Безусловным важным преимуществом бизнес-игры является эмоциональное переживание за результат - участники радуются и ликуют, заняв первое место на рынке, горюют, теряя прибыль, страдают от плохо спрогнозированных продаж и агрессивных действий конкурентов. Искреннее переживание самых разных и часто неожиданных чувств создает высокий уровень и вовлеченности, и усвоения знаний. Такого уровня тяжело добиться с другим инструментом - семинаром или тренингом.

    Ограничения:
    Требуется высокий уровень профессионализма разработчиков в области игромоделирования;
    Длительность. Время разработки от 1 до 6 месяцев;
    Высокая ответственность Заказчика: в частности важны способность четко формулировать запрос, понимание корня проблемы, готовность делиться необходимой (реальной!) информацией и др.
    Стоимость продукта выше по сравнению с тренингами.

    При всем накале эмоций и напряжении нервов, по отзывам самих участников более всего их радует безопасность принятых решений. Некоторые даже писали, что смогли «в волю похулиганить и опробовать ряд абсолютно абсурдных действий». Данный аспект является преимуществом бизнес-симуляции, так как участники могут попробовать самый невероятный сценарий управления компании, проверить свои гипотезы в действии и худшее, что с ними может случиться - осознание ошибочности их решений.

    Острота переживаний делает бизнес-симуляцию идеальным инструментом, когда требуется формат, сочетающий элементы развлечения и обучения так, чтобы время и деньги, затраченные на такое событие, принесли не только хорошее настроение, но и практическую пользу. Департаментам персонала часто приходится сталкиваться с подобного плана задачами при организации мероприятия для своего менеджмента. В ходу специальный термин - «трейнтеймент» - от английских слов training (тренинг) и entertainment (развлечение).

    Опыт проведения подобной игры указывает, что в этом случае мотив развлечения быстро возобладает среди участников и обучающий элемент сводится к минимуму. В этих ситуациях можно рекомендовать делать акцент на аспекте групповой динамики и готовить программу в ключе тимбилдинга. Целостное видение и управление бизнесом особенно способствует пониманию менеджерами роли смежной для них функции, роли чужих департаментов в достижении результата компании.

    По областям знаний бизнес-симуляция наиболее полно отвечает таким задачам, как программы типа «Финансы для нефинансистов». Игра не только дает знание основных терминов и отчетов, но и позволяет понять, как использовать финансовую информацию для принятия управленческих решений. В результате скучные и плохо запоминающиеся термины превращаются в «живые» индикаторы здоровья компании.

    Очень ценным может быть использование симуляций для руководителей функций. Как правило, данная категория менеджеров в большей степени ориентирована на работу только своего подразделения. Они не всегда видят деятельность своей функции как часть деятельности компании в целом. Такое восприятие работы своего подразделения часто приводит к сложности в межфункциональном взаимодействии, а зачастую и к конфликтам.

    Ситуация может осложниться, если такого руководителя функции передвигают по карьерной лестнице на более высокий управленческий уровень, где требуется понимание бизнеса в целом. Симуляция - это прекрасная возможность продемонстрировать, как каждая функция важна для организации и игнорирование интересов коллег может привести к печальным последствиям, сформировать у менеджеров общее понимание бизнеса, которое необходимо руководителям, начиная от среднего управленческого уровня и заканчивая самым высоким уровнем руководства. Исходя из всего вышеописанного, у читателя может сложиться впечатление, что, наконец, появился инструмент для обучения персонала, который может решить все три задачи (интересно для участников,полезно для компании и укрепляет авторитет HR), которые возникают каждый раз перед службой по обучению и развитию персонала при выборе программы.

    Преимущества бизнес-стимуляции:
    Возможность быстрого «погружения» в бизнес-ситуацию и понимания бизнес-процессов;
    В ходе игры участники учатся управлять как тактическими, так и стратегическими целями;
    Бизнес симуляция это безрисковая зона - ошибки в игре не приведут к краху бизнеса. Это позволяет пробовать различные стратегии и тактики, наблюдая их последствия и делая выводы
    В ходе игры участники самостоятельно делают выводы и получают собственный опыт, который потом гораздо проще и быстрее внедряют в рабочую действительность. Преодоление критического настроя.
    В симуляции могут участвовать сотрудники разного уровня, что скорее обогатит игру и сделает ее более полезной;
    Возможность получить опыт принятия решений из разных позиций, увидеть процесс с разных точек зрения;
    Возможность системного анализа ситуации, развитие умения видеть и учитывать не одну причинно- следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат;
    Высокая степень свободы в развитии ситуации требует от участников комплексного использования знаний и навыков, умения быть гибкими в выборе инструментов и подходов к решению;
    Постоянный мониторинг деятельности и схема игры «Решение - Результат - Анализ - Новое решение» позволяет демонстрировать эффект и результат возможных решений в кратчайшие сроки;
    Командная работа и соревновательный момент обеспечивают высокую эмоциональную включенность всех участников, обеспечивают обмен лучшими практиками.

    Вам нужно оценить сотрудника по определенным компетенциям? За счет глубокого погружения участники выдают именно ту модель поведения, которой придерживаются в реальной жизни. Просто при разработке необходимо учитывать, что именно оценка - ключевая цель. Бизнес-симуляция позволяет заложить нужную модель поведения в определенных ситуациях. Данный эффект достигается за счет практически мгновенной системы поощрений и наказаний. Игровая среда очень быстро дает обратную связь участникам. Если все было выполнено так, как нужно, команда получает очки/балы/деньги, если отклоняется от курса - штрафуется или получает проблемную ситуацию, которую необходимо решить или получает информацию о негативной реакции рынка. Механизмов много. Таким образом, участники неосознанно принимают «правильную» модель. Часто по итогам игры разрабатывается план действий, направленный на поддержание создаваемых моделей в ежедневной рабочей деятельности.

    Если на текущий момент в компании существует проблема, которую непонятно как решать, разрабатывается такая модель, в которой можно отработать несколько вариантов действий, посмотреть как будет реагировать среда, доработать решение и найти выход.

    Другими словами, данный метод многогранен и позволяет решать большое количество задач. Главное, правильно снять запрос и разработать именно ту бизнес симуляцию, которая будет решать нужные задачи.

    Естественно, у данного формата обучения есть и недостатки, и ограничения. Прежде всего, это требования к уровню аудитории: как правило, имеет смысл предлагать симуляционные игры для уровня сотрудников не ниже уровня руководителей функций, когда обсуждение вопросов тактики и стратегии компании, а также важности межфункционального взаимодействия не будет разговором об очень далеких и теоретических вещах.

    Второе ограничение, или скорее риск - это «сваливание» учебного процесса в желание выиграть или проиграть. В этом случае, участникам интересно, они вовлечены, однако мы не решаем учебных задач, так как участникам в результате неважно как они достигли тех или иных итогов. Они все сконцентрированы на победе или поражении. В конечном итоге, если вы не ставите специальных учебных задач таких как проведение «Финансов для нефинансистов», когда программа комбинируется с большими теоретическими блоками и результатом ее является именно получение конкретных знаний, то участники могут просто потеряться в обилии терминов, тем самым снизится эмоциональная вовлеченность в игру. Поэтому, возможная рекомендация, делайте симуляционную игру подытоживающей «учебной год», когда есть возможность в течение года дать необходимые базовые знания в привычном формате тренинга или семинара или, как вариант, проводить виртуальные сессии до или после игры.

    Критично адаптировать уровень сложности игры в соответствии с уровнем управленческой ответственности и стоящими перед организаторами учебными задачам. К примеру, для аудитории, которой важно разобраться, как работают маркетинговые инструменты, можно подключить модуль «Продвинутый маркетинг», для тех, кто до сих пор не очень уверен, для чего компании нужна служба HR и почему так настойчиво внедряются системы управления качеством, можно подключить модули HR и «Управление качеством».

    У процесса игры есть очень четкая структура и свои закономерности развития. Первый раунд - участники привыкают к рабочим интерфейсам, учатся считывать информацию о рынке и действиях конкурентов. Второй - предпринимают взвешенные шаги. Как правило, именно на третьем раунде команды уже полностью осознают и понимают процесс управления бизнесом.

    Тогда же начинают негативно сказываться последствие ранее принятых решений. Это связано и с отложенным эффектом многих рыночных факторов. Очень важно дать участников возможность взвесить и осознать взаимосвязь между их идеями, решениями и результатом. Следует давать достаточно времени на работу с большим объемом данных и обсуждения в группе. Тренер должен особенно тщательно следить за процессом в командах. При неосторожном сокращении времени может исчезнуть основной смысл бизнес-симуляции - осознание того, какая информация важна для принятия решений, какие из них привели к тем или иным результатам. Это может привести к эффекту незавершенного действия. Момент, выбранный для завершения игры должен с одной стороны быть радостным и запоминающимся (каждая команда наконец-то выходит в плюс и начинает генерировать прибыль), а с другой стороны, приходит понимание того, какое решение и как повлияло на тот или иной результат. Только в этом случае у участников возникает, как тренеры называют, «инсайт» - осознание того, как простые вещи могут существенно влиять на результат, ощущения «сколько еще мы всего не знаем» и др.

    Опыт ОАО «РЖД»

    В июле 2010 года начал работу Корпоративный университет ОАО «РЖД», в рамках которого была запущена 1,5-годовая программа «Корпоративный лидер», направленная на развитие и обучение более 1500 топ-менеджеров аппарата управления, филиалов, дочерних зависимых обществ (ДЗО) и кадрового резерва на эти должности. Для решения задачи формирования культуры ориентации на клиента в третьем семестре программы «Корпоративный лидер» было решено использовать формат бизнес-симуляции, поскольку она позволяет:

    • смоделировать реальные бизнес-процессы, максимально приближенные к специфике бизнеса Компании;
    • эффективно закрепить и отработать ту систему знаний, умений и навыков, которая была сформирована по итогам проведения обучающих сессий в первых двух семестрах.

    Бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом: формирование культуры ориентации на клиента» предназначена для развития сотрудников 4-х категорий:

    1. начальники департаментов, управлений, филиалов и ДЗО;
    2. кадровый резерв на эти должности;
    3. заместители начальников департаментов, управлений, филиалов и ДЗО;
    4. перспективные молодежные лидеры.

    Цель симуляции - сформировать комплексное представление менеджеров о деятельности компании (понимание взаимосвязи различных функций и их влияния на конечный результат) и культуру принятия согласованных управленческих решений.

    Бизнес-симуляция для программы была разработана британской компанией Business Today International в тесном сотрудничестве с внутренними экспертами и преподавателями Корпоративного университета. Процесс адаптации под специфику компании занял около 3 месяцев. Он включал в себя тестовое проведение игры для сотрудников с их последующей обратной связью о том, что необходимо изменить и доработать.

    Недостатки:
    1. Игра не отражает ваших реальных бизнес процессов и может быть оторвана от вашей реальности
    2. Ограниченность применения - только там, где специфика бизнес процессов вашей компании не критична
    3. Выводы по итогам нужно будет «продавать». Так как можно встретить сопротивление «А у нас так не работает»
    4. Позитивная обратная связь других компаний не гарантирует аналогичной реакции в вашей.

    Продолжительность бизнес-симуляции составила 3 дня по 8 астрономических часов. Ее проводили преподаватели Корпоративного университета, сертифицированные компанией-разработчиком. Бизнес-симуляция представляла собой настольную игру с набором игровых фишек, игровым полем и таблицами для заполнения, в которой моделируется поэтапный бизнес-процесс перевозок грузов. Участники разделяются на три команды. Задача каждой - увеличить финансовые показатели своей компании.

    Нередко игроки оставались после окончания занятий, чтобы спланировать свои будущие действия лучше, чем соперники. Часто второй день симуляции начинался со слов одного или нескольких участников: «а я вот ночью проснулся и думал, думал и понял что нужно делать...». Это говорит о том насколько серьезно была воспринята слушателями сама идея обучения в форме бизнес-симуляции.

    В течение всего семестра преподаватели корпоративного университета накапливали опыт проведения бизнес-симуляции и вносили коррективы в игру. В основном, изменения касались упрощения визуальной информации, инструкций, бланков для заполнения, таблиц для подсчета экономических результатов игры.

    Бизнес-симуляция в проекте Корпоративного универститета ОАО «РЖД» использовалась в качестве закрепляющего этапа после проведенных тренинговых программ, что позволило обеспечить условия для применения освоенной системы знаний, умений и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальной. Ключевой особенностью стало использование собственного опыта и знаний участников. Когда они сталкиваются с тем, что существующих возможностей не хватает для решения задачи, они начинают самостоятельно искать новые способы действий, запрашивать дополнительную информацию. В этот момент происходит подлинное обучение и развитие. Участникам дается возможность методом проб и ошибок найти верное решение. Только в отличие от реального бизнеса, в симуляции цена этих ошибок не настолько высока.

    Важный момент - максимальное приближение симуляции к бизнесу клиента, который позволяет в процессе проведения бизнес-симуляции повысить уровень вовлеченности участников, когда они понимают, что играют не в очередной вариант «Монополии» (под видом «симуляций», к сожалению, иногда продают и такие игры), а погружаются в собственную бизнес-среду, сталкиваются со своими типичными бизнес-процессами и задачами и понимают, что оценка их действий в игре будет привязана к тем же показателям, что и в реальной деятельности. В проекте Корпоративного универститета ОАО «РЖД» этой составляющей было уделено особое внимание, что обеспечило максимальное эмоциональное вовлечение и погружение в игровую среду, которые были отмечены выше.

    Опыт компании BIRC

    «Мы рекомендуем использовать системный подход, тогда БС должны сопровождаться follow up сессиями. Например, контроль по внедрению достигнутых договоренностей через рабочие группы. Наша компания тоже участвует в подобной поддержке, модерируя эти встречи, в т.ч. внедряя различные контракты участников, рейтинги и т.п. Это дает результат:

    • в достижении KPI"s подразделений, за счет увеличения продуктивности персонала
    • в повышение мотивации и вовлеченности сотрудников
    • в более спокойной реализации текущих проектов и при внедрении изменений и др.

    Существует много разных подходов к созданию БС на основе своих бизнес-процессов. Один из них – "Принцип Шести D":

    1. Define- определите цель бизнеса
    2. Delineate– опишите желательное поведение
    3. Describe– опишите целевую аудиторию
    4. Devise– разработайте игровую механику и циклы активностей в ходе БС
    5. Don"t forget– не забывайте об интерактивности и динамике, люди лучше усвоят материал если им это будет интересно!
    6. Deploy– используйте подходящие инструменты– игровые баллы, командные показатели, рейтинги, иллюстрированную атрибутику.»

    Опыт сети ресторанов Pizza Hut

    Несколько сотен управляющих директоров ресторанов Pizza Hut прошли через симуляционную игру, которая погрузила их в управление вымышленной компанией и позволила ощутить на собственном опыте, что значит нести личную ответственность и отвечать перед банками и акционерами, если дела идут не так хорошо. «Несмотря на университетское образование, большинство менеджеров не имели тесного общения, например, с финансами. Все они достаточно хорошо знают лишь то, что происходит лично с ними в их ресторане», - говорит Джек Лендерс (Jack Landers), директор по эффективности обучения (director of training effectiveness) компании Tricon - провайдера, разработавшего для Pizza Hut бизнес-симуляцию. Во время игры менеджерам приходилось увеличивать капитал, управлять производством и маркетингом, рассчитывать зарплату. Через все эти действия они не только узнали об основах управления компанией, но и поняли, как их работа влияет на общий результат.

    «Недостаточно просто познакомиться с best-practice компании, важно узнать, почему именно они являются лучшими. Бизнес-симуляции - это больше, чем просто приятная форма обучения сотрудников балансовым отчетам и маркетинговым стратегиям», - утверждает Лендерс и участники программы. Это сильный инструмент демонстрации того, как ежедневные действия каждого управляющего влияют на результаты компании - позитивно или негативно.

    Менеджеры Pizza Hut играли также в игру Зодиак (Zodiak), которую разработала компания Paradigm Learning. В игре участники проживают три года – три часа по игровому времени – управляя вымышленной компанией Zodiak Industries. Сначала они подписывают с банком ссуду и привлекают инвесторов (столько, сколько сочтут нужным), которые готовы будут вложить по $1 миллиону в их компанию. После привлечения финансов в бизнес игроки закупают сырье, начинают производить и продавать товары. В то же время они должны вкладывать средства в развитие новых продуктов, платить налоги, закупать оборудование и сырье. Прогресс измеряется в балансовых отчетах, в которых они должны измерять ключевые показатели и анализировать результаты. Цель игры - получить компанию с прибыльным балансом и полностью погашенными долгами.

    «У нас нет возможности проверить досконально, что именно менеджеры используют в практике из игры «Зодиак», но я никогда не получал так много звонков от региональных менеджеров, которые удивлены новым подходом к работе их менеджеров ресторанов. Они начинают думать, как люди бизнеса, а не как «пицце-мейкеры».

    Опыт Advanta Mortgage Corp.

    В 90-е ипотечная компания Advanta теряла ежегодно $10 миллионов. Новый СЕО счел симуляционную игру лучшим способом развернуть компанию в нужном направлении, став основным контролером процесса создания игры. Сейчас она каждый год корректируется, чтобы отразить изменения в маркетинговой стратегии.

    Игра «Глубокие карманы» должна ознакомить каждого сотрудника со стратегией фирмы и участием в её реализации различных подразделений. Эта игра, разработанная компанией PriSim Business War Games Inc., начинается с серии семинаров и дискуссий, которые обучают игроков принципам работы ипотечной компании. Затем их делят на команды 3-6 человек, каждая из которых должна успешно справиться с управлением компанией «Глубокие карманы» (капитал - $600 тысяч.). Команды презентуют свои результаты за каждый отрезок времени и принимают ряд решений на будущий период. Также компании должны определить, каким категориям заемщиков они будут предъявлять иски, какой из регионов требует пристального внимания, каких навыков и компетенций не хватает их персоналу. Свои решения участники заносят в компьютер, который генерирует отчет о прибылях и убытках, анализ конкурентов и отраслевую газету.

    Участники представляют собой смесь профессионалов из всех департаментов компании – маркетинга, бухгалтерии, HR и т.д. Игра показывает, как компания делает деньги и позволяет игрокам взаимодействовать с людьми из различных функциональных подразделений компании, увидеть, как деятельность других людей влияет на компанию. Например, игрок из бухгалтерии может понять, как средства, потраченные на обучение отдела продаж, могут повлиять на способность компании охватить больший объем рынка. С другой стороны, у «нефинансового» персонала компании может быть много открытий о денежной стороне деятельности компании.

    Несмотря на то, что компания не измеряла ROI, тренинг менеджер уверен, что эффект от симуляции очень велик: «Игра инициировала дискуссии о бизнес-стратегии компании среди персонала. Один раз наш СЕО, общаясь с руководителями компании, сказал: «Да у нас здесь ситуация, как в «Глубоком Кармане». Все поняли, о чем речь, вспомнили свой игровой опыт и приняли решение, но уже для реального бизнеса».

    Симуляции являются одним из способов моделирования реальных процессов в бизнесе. Например, можно протестировать идею открытия региональных складов для розничной сети. Для этого в большом зале ставятся столы с сотрудниками, которые имитируют работу региональных магазинов, складов и даже поставщиков. На основе данных прошлых периодов о поставках, со стола на стол передается, что-то имитирующее товар, идет обмен упрощенными заявками, накладными и даже деньгами. В такой симуляции можно за час смоделировать месяц работы реальной логистической цепи с разным количеством и региональным расположением складов. В итоге появится понимание наиболее оптимальной конфигурации, типичных проблем в работе, требований к бизнес-процессу и многое другое. Иногда для симуляции используют компьютеры и виртуальные расчеты. Бывает, что вся идет на специальном ПО под управлением бизнес-аналитика.

    Нередко бизнес-симуляции используют для разработки решений по развитию компании. Участники стратегической сессии делятся на бизнес-единицы, поставщиков, клиентов, регулирующие органы. Формулируются интересы и базовые правила поведения каждого участника, а потом они имитируют реализацию какого-нибудь проекта, внедрения нового сервиса или просто несколько лет «совместной жизни». В результате появляются сценарии будущего, лучшее понимание причин решений ключевых стейкхолдеров, скрытые движущие силы событий.

    Кроме анализа бизнес-систем для рискованных или очень ответственных решений, симуляции активно используют для обучения новых сотрудников

    Например, на заводах Опель есть специальные цеха, где новички собирают упрощенные деревянные модели автомобилей, изучая не только сам процесс сборки, но и правила получения сменных заданий, отчетов о выполненной работе, способ выхода из нештатных ситуаций. Все, что пригодится, когда их пустят в реальный цех. Симуляции используются в начальном обучении и повышении квалификации пилотов, водителей, операторов сложного и опасного оборудования. В некоторых компаниях их применяют для обучения офисных работников, больше связанных с «бизнес задачами». Ведь работа с деньгами, живыми клиентами и контрагентами не менее ответственна для компании, чем, например, пилотирование самолета.

    Думаю, что уже заметно сходство описанного с детскими играми, имитацией жизни взрослых. Собственно от детских игр это отличается только серьезностью предмета – «бизнес-темы». И, наверное, где-то тут лежит ключевое отличие бизнес симуляции от игры. Если в игре нет фана и азарта, то она превращается в очень серьезную симуляцию. А если в симуляцию добавить азарт и фан, немного упростить, то это уже игра. Как правило, игры значительно проще, чем симуляции по правилами и организации. Ну и часто название «игра» применяют, чтобы не напугать потенциальных участников страшным словом «симуляция».

    Чем ограничено применение бизнес-симуляции

    Симуляция будет полезна, если понимать механику и закономерности реального процесса, подобрать и точно рассчитать средства их моделирования. А бизнес-процесс — вещь далеко не простая. По этой причине, симуляции чаще всего проходят по отработанным известным сценариям. И набор таких сценариев не сказать, что очень велик. Количество умелых организаторов симуляций довольно ограничено: в Русской Школе Управления мы потратили не один месяц, чтобы найти на российском рынке нескольких действительно стоящих специалистов по бизнес-играм. Если за реализацию какой-то игры/симуляции берется новичок, то нередко она проваливается. То, что в книге или со стороны казалось простым, вдруг не работает и участники ведут себя «неправильно». Участники домучивают сценарий до конца и с облегчением разбегаются.

    Для симуляции требуется время, люди, пространство и оборудование. Не всегда удается позаимствовать все это у реального бизнеса, даже на краткий срок. А ее ведь не только прогнать нужно, но и подготовить. На симуляции, для получения всей пользы, нужны организаторы, участники и наблюдатели. По итогам симуляции может понадобиться анализ результатов и подготовка отчета.

    Когда я решил разработать симуляцию по довольно известной «пивной игре» — думал, что все будет довольно просто. В нее играют уже более полувека. Но мне потребовалось четыре группы «подопытных студентов» и полгода испытаний, чтобы разобраться и отработать ее. Потом я узнал, что обычно в эту игру играют на 2 порядка проще, и именно так она и задумывалась. А некоторые «хитрецы» заменяют живые решения участников на таблицы случайных чисел. И симуляция превращается в поучительный рассказ лектора. Но зато теперь у меня в арсенале есть сложнейшая по внутренней механике и разнообразию бизнес-аспектов симуляция. И я пока не встречал ничего подобного. Год назад я решил повторить «подвиг», и сделать новую симуляцию, но не смог выделить время и найти достаточное количество «подопытных кроликов» для отработки механики. Вот и лежит полусырая симуляция «в столе».

    Важная особенность многих вариантов симуляций это то, что они как и реальная жизнь подчиняются вероятностным законам. Т.е. симуляция именно в ваших прогонах может воплотить крайне маловероятное событие. И не всегда удается понять, что в реальной жизни такое вряд ли произойдет. В одной из симуляций я использую колоду карт для имитации изменений производительности труда работника. И бывало такое, что из колоды подряд доставались одни тузы. Конечно, участники смеются и учитывают необычность такого явления. Даже в такой ситуации можно сделать поучительные выводы, но и риск получить ошибочный ориентир остается.

    Но наверное, самое большое ограничение – это нежелание взрослых людей играться даже в простые игры-симуляции. «Мы что в театре?», «У нас работа стоит, а тут эти игрушки». Просто обучение, даже скучное, нормально и привычно, а вот деловая игра уже — «ерунда какая то». Большое многодневное совещание с переливанием из пустого в порожнее — это нормально, а симуляция этапов выполнения проекта уже глупость. Как обычно, многое упирается в привычки и стереотипы.

    Достоинство и недостатки бизнес-симуляции, как инструмента развития персонала

    На занятиях я люблю озадачить участников вопросом: как давно у вас была тренировка по ключевому для вашей работы навыку? Не использование на практике, неполучение объяснения коллеги — как делать, не чтение книги на эту тему, не участие в «тренинге», а именно тренировка. Многократное повторение базового действия для лучшего его понимания, освоения, выработки наиболее эффективного способа исполнения. Чаще всего, профессиональную тренировку вспомнить не может никто. Ну, разве что персонал отделов продаж.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Предпроектное обследование объекта автоматизации Возможное уменьшение стоимости внедрения Предпроектное обследование объекта автоматизации Возможное уменьшение стоимости внедрения Сколько зарабатывает фармацевт? Сколько зарабатывает фармацевт? Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности - анализ хозяйственной деятельности предприятия