Что нужно чтобы открыть компьютерный игровой зал. Компьютерный клуб: сколько можно заработать. Подбор персонала под клуб

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Некоторые люди считают, что компьютерные клубы в наши дни нерентабельны. Дескать, ну кому они нужны? У многих дома есть компьютер, ноутбук, планшет... Кто туда пойдет? Но так ли это?

Кому нужны компьютерные клубы?

Во-первых, по-прежнему остаётся немало людей, которые не могут представить своей жизни без нескольких партий в DotA или головокружительных гонок с друзьями.

Кроме того, иногда возникает необходимость быстро найти в сети определённую информацию, распечатать её или отправить письмо. И в случае, если компьютера или ноутбука под рукой нет, в первую очередь человек начинает искать находящийся неподалеку интернет-салон.

Открыть компьютерный клуб – это по-настоящему выгодное решение, идея, которая принесёт вам уже в ближайшем будущем ощутимый доход.

Шаг 1. Поиск подходящего места

В отличие от других направлений бизнеса, в данном случае близость к центру города не имеет решающего значения, поэтому переплачивать за место «под солнцем» не стоит.

Ключевой фактор в данном случае – возможность открыть круглосуточный компьютерный клуб. Без этого вы можете потерять значительную часть своих потенциальных клиентов.

Кроме того, следует ориентироваться на доступность помещения. Ваш салон не должен быть слишком удалён от остановок общественного транспорта и оживлённых улиц – в противном случае, ваших клиентов могут попросту перехватить конкуренты.

И еще один важный момент, на который волей-неволей придется обратить внимание при решении вопроса: "Как открыть компьютерный клуб?" Речь идет о выборе между арендой и покупкой объекта. Учитывая, что основой данного бизнеса является мобильная компьютерная сеть, которую, в случае необходимости, можно легко переместить в другое место, в целях экономии логичнее будет снять помещение. Впрочем, если вы решили прочно «пустить корни» в выбранном месте и имеете достаточно денег, можно купить его. Это позволит вам значительно уменьшить ежемесячные расходы в будущем.

Технические требования

Важно, чтобы в помещении было проведено электричество, имелись системы климат-контроля, не было слишком большой влажности. Сразу позаботьтесь о том, чтобы провести высокоскоростной интернет и наладить его раздачу между всеми компьютерами. Ещё одним моментом является соответствие помещения современным требованиям пожарной безопасности.

Разумеется, в компьютерном клубе обязательно должен присутствовать запасный выход и санузел.

Шаг 2. Оформление документов

Как бы вы не противились, но, решившись открыть свой компьютерный клуб, вы должны будете пообщаться с представителями некоторых государственных инстанций, контролирующих деятельность предпринимателей.

Прежде всего, речь идёт о санэпидемслужбе. Согласно действующим санитарным нормам, каждое рабочее (игровое) место не должно быть меньше 4 м 2 . Кстати, этот фактор также нужно учитывать, выбирая помещение для аренды или покупки.

Кроме того, работники СЭС должны зафиксировать уровень электромагнитного излучения возле каждого компьютера. За эту услугу вам придётся заплатить (около 1000 р. за проверку каждого устройства). Несправедливо? Возможно, но без этого о собственном компьютерном клубе вам останется только мечтать.

Наконец, вам придётся сотрудничать с отделом по работе с молодёжью при районной или городской госадминистрации. Казалось бы, при чём он тут вообще? Здесь всё ещё хитрее. Вы должны тщательно следить за своими посетителями, дабы вас не обвинили в том, что ваше заведение отвлекает школьников от занятий и служит в качестве «притона» для трудных детей.

Согласно нашему законодательству, школьники не имеют права находиться в компьютерных клубах во время уроков, а дети в возрасте до 14 лет не должны засиживаться у вас после 21:00. К слову, нарушение второго условия чревато получением крупных штрафов от милиции, поэтому закрывать глаза на вопиющие нарушения (даже из искренней человеческой солидарности) не стоит.

Какой код по ОКВЭД выбрать для интернет-салона?

Ещё один важный момент, который нужно учитывать, открывая компьютерный клуб, – ОКВЭД. В зависимости от того, какой код будет использован, вы сможете зарегистрировать своё заведение на тех или иных условиях. К сожалению, пункт «Компьютерный клуб» в классификации просто отсутствует. Поэтому практически все владельцы таких заведений выбирают из альтернативных вариантов:

  • 72.60 – прочая деятельность, связанная с использованием информационных технологий и вычислительной техники;
  • 93.05 – предоставление прочих персональных услуг;
  • 74.84 – предоставление прочих услуг.

Впрочем, по поводу данного вопроса лучше всего проконсультироваться со специалистом, который сможет оценить вашу деятельность и выбрать наиболее подходящий с точки зрения закона вариант.

Шаг 3. Закупка оборудования

Это – едва ли не самый важный этап в организации вашего бизнеса. Если вы интересуетесь тем, как открыть компьютерный клуб, вам следует понимать, что для того, чтобы ваше заведение приносило вам ощутимую прибыль, необходимо иметь в своём распоряжении минимум 15 машин.

Многие начинающие предприниматели допускают одну и ту же ошибку, зацикливаясь на компьютерных играх. А, между тем, не менее важно обеспечить своих клиентов высокоскоростным каналом доступа к интернету.

Почему так важен корпоративный доступ к Интернету?

Следует отдельно сделать акцент на том, что корпоративный интернет-доступ – это совсем не то же самое, что домашняя точка доступа. Причём отличие заключается не только в стоимости, но и в пропускной способности и скорости обмена данными. Цена самого дешёвого доступа к сети со скоростью передачи информации до 256 Кбит/с составляет порядка 6 тысяч рублей. Однако с учётом современных запросов клиентов, даже этого недостаточно. Оптимальным вариантом считается канал в 50 Мбит/с и более. А стоимость такого подключения может достигать 60-80 тыс. руб. в месяц.

Кирилл Савин - о том, как бизнес живёт в эпоху повсеместного доступа к сети.

В закладки

Аудио

У меня два высших образования. Первое - медицинское. Я выучился на хирурга, и незадолго до окончания вуза у меня появилась семья. Врачебной зарплаты не хватало, поэтому я стал искать альтернативные источники дохода.

Тогда я ушёл в бизнес: устроился в первый в России интернет-магазин ювелирных изделий (его название Савин не раскрывает - сайт) , который тогда только запускался.

После запуска ещё какое-то время поработал там, а потом снова сменил несколько мест - все они так или иначе были связаны с техникой и ИТ. Например, ныне закрывшийся салон сотовой связи «Техмаркет».

Мне нравилось, но иногда не хватало знаний в этой области - так я пошёл учиться и получил второе высшее. Я закончил факультет управления информационными системами в Государственной академии управления (сейчас Государственный университет управления - сайт).

После обучения понял, что не смогу больше работать по найму - стало слишком тесно. Так мы с бывшим коллегой из «Техмаркета» решили открыть свой бизнес. Это было в 2005 году.

Салон, в котором мы с ним работали раньше, находился в Домодедово. Когда он закрылся, администрация аэропорта захотела сделать на своей территории интернет-кафе.

У них оставались наши контакты. Администрация связалась с нами и сказала: «Ну что, ребята, надо делать». Мы взяли и сделали.

Компьютерный клуб в Домодедово

От клуба - к сети

Тема оказалась бомбической: огромный поток людей, постоянный проходняк, кому в интернет выйти, кому что-то распечатать или сделать ксерокопию - дело требовало много времени и внимания, но шло хорошо.

В то время интернет-кафе по большей части находились в подвалах, где были низкие потолки и отвратительная циркуляция воздуха. Такие кафе посещали в основном маргиналы, а мы с коллегой хотели не этого.

Мы понимали, что есть аудитория, которой нужно отправить почту или просто выйти в сеть, но она не пойдёт в эти гадюшники. Поэтому мы решили открывать заведения только в торговых центрах и аэропортах - и до сих пор придерживаемся этого правила. В таких местах есть своя охрана, аудитория - всё уже налажено.

Бизнес начинали с собственного капитала, не было никаких займов. Кроме того, у нас были партнёрские отношения с «Билайном» и «Мегафоном» - они брендировали наши точки, что давало больше возможностей для роста.

Компьютерный клуб сегодня

Компьютеры на первых точках стояли от IBM, оперативной памяти - 2 Гб, не больше. Для тех времён это было очень хорошо. Я подбирал их по так называемому принципу достаточности: я знал, что для первой Dota или для Counter Strike нужны определённые системные требования. Тогда я пошёл к поставщику, мы собрали подходящий компьютер, протестировали. Всё прекрасно работало, и я купил партию.

Мы никогда не модернизировали и не ставили Mac - они красивые, но неудобные. К тому же людям, которые в основном работают на Windows, будет сложно переключиться на что-то другое. Меня просто не поняли бы клиенты.

В 2006 году популярность «подвальных» клубов упала, но мы тем не менее жили, а не выживали. Были клиенты, были игроки, но в то же время было заметно, что интерес снижается. В то время проходимость составляла 100–150 человек в день.

С другой стороны, конкуренция поубавилась, многие клубы закрылись, и тогда мы начали планомерно окутывать город. Каждый год открывали по точке. Самая старая (не считая интернет-кафе в Домодедово) - это клуб в торговом центре у метро «Молодёжная».

Выручка клуба в то время составляла 300–350 тысяч рублей в месяц, час за компьютером стоил 100 рублей. Потом подняли цены за час до 120 рублей, но выручка одного клуба выросла ненамного. Сейчас она составляет 350–400 тысяч рублей в месяц.

Все точки находились в торговых центрах недалеко от метро «Молодёжная», «Планерная», «Водный стадион», «Свиблово». В 2011 открыли вторую в аэропорту - на этот раз в Шереметьево. На пике у нас было 15 клубов.

За электроэнергию мы платим мало - около 1500–2000 рублей в месяц. Куда больше стоит интернет, на него уходит около 15 тысяч рублей за 15 компьютеров. На точку мы ставим 15–20 штук - как показывает практика, этого хватает.

Всё шло нормально ровно до кризиса. В 2015 году закрыли точки в обоих аэропортах. Причина простая: аренда, которую мы платили в евро, поднялась ровно в два раза и оказалась неподъёмной, а каких-либо уступок от руководства аэропортов мы не получили. А вот кризис 2008 года нас никак не затронул.

Клиенты

Меня часто спрашивают, зачем нам этот бизнес: «Кто вообще к вам ходит?». Для меня ответ прост: люди дома тоже варят кофе, но количество кофеен от этого не уменьшается.

К нам приходят за антуражем, чтобы поиграть без лишних раздражителей. Что интересно, стабильной аудитории, за исключением постоянных посетителей, нет - она меняется от года к году.

В самом начале приходили в основном те, кому нужно было проверить почту. Потом стали появляться офисные клерки, которым на работе закрывали доступ в Facebook и в «Одноклассники» - в те времена не было широкодоступного мобильного интернета.

После пришли те, кому нужен был Skype, а после настало время игроков. Потом была эра мимимишных RPG вроде World of Warcraft, League of Legends.

Затем к нам стали приходить игроки World of Tanks. Было очень много солидных бородатых мужчин, которые брали пиво на соседнем с интернет-кафе фуд-корте и садились играть.

Однажды я подошёл к одному познакомиться, спрашиваю:

А почему вы дома не играете?

Да очень просто. Вот у вас есть дети?

Да, есть.

И у меня есть. А теперь представьте себе, я приду после работы, налью себе пива и сяду играть. Меня просто не поймут: надо же поиграть с детьми. А мне после работы хочется немного в тишине посидеть.

Сейчас новая итерация: это и Counter Strike, и Dota, PUBG, Fortnite и так далее. Индустрия постоянно меняется.

Отборочный турнир школьной лиги по Dota 2

Сам я тоже играл. Начинал, как и все айтишники, c Doom. Сейчас я знаю все тренды, но сам не игрок, последний раз играл в Mass Effect 3. У меня нет желания погружаться в виртуальный мир, чтобы попасть в другую реальность.

Но своим детям (у меня три сына) я обязательно ограничиваю игровое время. Максимум час или два в неделю - и то, если они достигнут успехов в учёбе.

Некоторое время назад средний сын играл в разы больше, его затягивал игровой процесс, но перестала «затягивать» жизнь. Сейчас я вижу, что ограничение даёт плоды: сын делает большие успехи в робототехнике и программировании.

Я хочу выйти из этого бизнеса. Одна из причин - это его деструктивное влияние на людей. Я знаю, видел игроманию и не хочу способствовать её развитию.

Как и у всех вещей или явлений, у киберспорта и игр есть две стороны. Первая помогает развивать реакцию, мышление, аналитический ум, в то время как вторая заставляет детей воровать деньги у старших, приходить в компьютерный клуб и подчистую их просаживать.

Иногда к нам приходят родители с просьбами вернуть их деньги. Пару месяцев назад, например, пришёл папа с ревущим сыном лет тринадцати, который просадил четыре с чем-то тысячи. Мы подняли логи, и это оказалось правдой. Деньги вернули - это всё-таки моральная ответственность.

Ещё была неприятная ситуация, когда пришла мама мальчика, что играл у нас, и начала на весь ТЦ кричать и угрожать подать на нас в суд. Меня тогда не было на месте, я приехал. Она стоит напротив меня и ругается: «Вы развращаете моего ребёнка!».

Я пытался ей объяснить, что ни о каком разврате речи быть не может - у нас стоит файрвол, который блокирует нежелательный контент. Помимо наших принципов, за соблюдением норм следит прокуратура, которая раз в год приходит и проверяет всё от и до. Переубедить её в итоге не получилось - даму увела полиция.

Была ещё история, как в одном из наших клубов ночью, когда торговый центр был закрыт, какие-то парни вырвали ломом болты, которыми компьютеры прикручены к столу - это обязательная мера защиты.

Причём они не украли компьютер, а просто вскрыли железо и утащили видеокарту. Краж у нас очень мало: охрана ТЦ не пропускает сомнительных личностей, а украсть что-то в компьютерном клубе в дневное время едва ли возможно.

Бывает, что приходят люди, которые разговаривают через компьютер с богом или пишут письма президенту, причём вслух. Особенно часто такое происходит весной и осенью, когда обостряются все психические заболевания. В таких случаях мы не просим гостя покинуть клуб - к нему подходит администратор и просит быть потише.

Если кто-то заливает клавиатуру, мы не штрафуем. Я не считаю залив чем-то ужасным. Когда такое случается, то гость сам начинает извиняться, переживать, предлагает какие-то деньги.

Нам важнее человеческие взаимоотношения. Мы понимаем, что клавиатура - мембранная, её нужно просушить, и всё - это очень просто. Лояльность путём штрафов не заработаешь.

Если что-то ломается, у нас есть поставщик, который с 2010 года поставляет комплектующие. Апгрейд компьютеров мы проводим не оптовый, а по необходимости. С играми то же самое: ежедневно в каждом клубе утро начинается с обновлений и переустановок.

Последний капитальный апгрейд мы закончили в 2018 году. Сейчас у нас стоят видеокарты GTX 1050 и 1060 (стоимость GTX 1050 - до 11 тысяч рублей, а GTX 1060 - до 27 500 рублей - сайт ). Как показывает практика, их хватает, хотя всё всегда зависит от игры.

Тренды

За всё моё время в бизнесе технически на него оказали влияние две вещи: VR-технология и киберарены. Первые арены появились в районе 2017 года, и для меня эти заведения были удивительны - я не понимал, для чего они нужны.

К тому же срок жизни компьютеров маленький, и то, что сегодня быстро, через год уже считается медленным. Если раньше на апгрейд оборудования мы тратили в районе 6000 рублей в месяц, то сейчас сумма достигает 400–500 тысяч рублей.

С VR другая история. Сама по себе это очень классная тема. Мы проводили эксперимент: поставили два шлема, но спроса на них не было.

Думаю, что, во-первых, причина провала VR в компьютерных клубах кроется в высокой стоимости, которую не все готовы заплатить. Во-вторых, геймерам попросту неудобно играть. Они привыкли использовать клавиатуру, а крутить головой в очках - это тяжело и непривычно.

Кроме того, у меня, например, есть проблемы с вестибулярным аппаратом: меня начинает подташнивать, когда я надеваю очки. Переход из одного мира в другой комфортен не для всех.

Пятнадцать лет в сфере - это круто. Сейчас я развиваю школу робототехники, а интерес к старому делу стремительно угасает. Я люблю менять мир вокруг себя. Мне нравится создавать новое, вдыхать в него жизнь, но если запал исчез, то ничего хорошего уже не выйдет - надо прощаться.

В настоящее время открытие компьютерного клуба является выгодным бизнесом, несмотря на то, что практически у каждого человека есть свой ПК. На это есть целый ряд причин. Во-первых, любители компьютерных игр предпочитают собираются в одном месте для того, чтобы поиграть в сетевые игры. Во-вторых, люди заходят в интернет-кафе для того, чтобы собрать информацию в Интернете, а также пообщаться в социальных сетях если по какой-то причине это невозможно сделать дома. Таким образом, открытие компьютерного клуба является перспективным бизнесом, срок окупаемости которого равен 15 мес.

Для открытия клуба потребуется персонал в количестве из 7 человек. Также потребуется помещение. Желательно арендовать помещения вблизи школ, университетов, улиц с высокой проходимостью или в центре города. Минимальная площадь составляет 200 м2.

Средняя ежемесячная проходимость составляет 900 чел. Режим работы клуба - круглосуточно. Данный бизнес не обладает выраженной сезонностью. Спад посещения приходится на летние месяцы. Стоимость 1 часа аренды одного компьютера составляет 80 руб. Учитывая высокий спрос на данную услугу и отсутствие большой конкуренции, проект имеет положительные финансовые показатели:

Сумма первоначальных инвестиций 1 961 100 руб.

Средняя ежемесячная прибыль 132 000 руб.

Срок окупаемости 15 месяцев

Точка безубыточности 1 месяц

Рентабельность продаж 31%

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

В настоящее время все большее количество молодых людей играют в сетевые игры. Многие из них предпочитают собираться командами в одном месте. Несмотря на это в городах наблюдается дефицит компьютерных клубов. При этом спрос на компьютерные игры и клубы постоянно увеличивается.

Открывать компьютерный клуб необходимо в городе с населением от 50 тысяч человек. Вместимость клуба составляет 30 человек.

Основной услугой является предоставление компьютеров и игровых приставок в почасовую аренду.

Для открытия бизнеса потребуется техника, а также удобная и компактная мебель.

Из техники в клуб потребуется:

  • Компьютеры
  • Мониторы
  • Клавиатуры
  • Компьютерные мыши
  • Наушники
  • Принтер
  • Игровая приставка

Обязательно приобретайте новое оборудование, так как это поможет избежать внезапных поломок и дополнительных затрат.

Для организации бара потребуется:

  • Электрический чайник
  • Микроволновая печь
  • Телевизор
  • Кассовый аппарат
  • Барные приборы (тарелки, столовые приборы и т.д.)
  • Мебель

При закупке мебели уделяйте особое внимание удобство и комфорту. Для снижения затрат мебель можно заказать в Китае или найти поставщиков китайской мебели в нашей стране.

Помимо закупки техники и товара необходимо приобрести лицензионное программное обеспечение для компьютеров.

3. Описание рынка сбыта

При открытии компьютерного класса необходимо учитывать расположение арендуемого помещения. При выгодном расположении ваш клуб сможет быстро выйти на полную заполняемость и приносить постоянную прибыль.

Основной целевой аудиторией являются:

  • Молодые люди (школьники, студенты)
  • Люди в возрасте от 21 до 30 лет

В настоящее время конкуренция на данном рынке небольшая, так как большинство клубов закрылись ранее из-за кризиса и отсутствия качественного сервиса для клиентов.

Ценовой сегмент услуги - средний.

Для увеличения прибыли можно дополнительно открыть бар, предоставлять услуги по распечатке, оцифровке, ксероксу, ремонту компьютеров и другие.

В качестве дополнительных услуг можно предоставлять в аренду отдельную комнату на всю компанию.

Проводите опрос постоянных клиентов, выслушивайте их пожелания, разработайте систему лояльности.

Выполняя данные условия, клуб сможет заработать постоянную аудиторию, хорошую репутацию, а также увеличить посещаемость других категорий людей.

При падении продаж в летний период проводите акции, предоставляйте скидки, добавляйте мероприятия - соревнования по сетевым играм.

4. Продажи и маркетинг

5. План производства

6. Организационная структура

Для открытия компьютерного клуба необходимо:

  • Управляющий
  • Администратор клуба (4 человека)
  • ИТ-специалист (2 человека)

При открытии в качестве управляющего может быть, как собственник бизнеса, так и наемный сотрудник. Также он может выполнять роль интернет-маркетолога и заниматься продвижением клуба.

Интернет-маркетологов нужно использовать на аутсорсинге. Исполнителем может выступать как фрилансер, так и компании, занимающаяся продвижением.

ИТ специалистов необходимо нанять в штат, так как в их обязанности будет входить ремонт оборудования, контроль за функционированием системы, а также услуги по ксероксу, распечатке и тд.

Администратор клуба ответственен за прием оплаты, ведения журнала посещений, а также продажу товаров из бара. Каждый администратор работает по графику 2 через 2 по 12 часов смена.

Бухгалтерию можно использовать на аутсорсинге в вашем банке.

По мере роста посещаемости можно нанять отдельно бармена для быстрого обслуживания.

Фонд оплаты труда, руб.

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

7. Финансовый план

План продаж на 24 месяца, прогноз эффективности инвестиций и расчет экоомических показателей бинеса представлен в финансовой модели.

В современном мире без интернета практически не обойтись. Несмотря на то, что с каждым днем он становится все более популярен в частных домах и квартирах, не везде еще есть возможность протянуть оптоволокно и сделать трафик доступным и недорогим. В этом случае отличной альтернативой может стать специализированное заведение, предоставляющее доступ к интернету за определенную плату. Это может быть крупный интернет-клуб или сравнительно небольшой. В последнем варианте арендуется небольшое помещение, в котором оборудуется до 20 рабочих мест с компьютерами и программным обеспечением.

Большой компьютерный клуб имеет 30-50 довольно мощных машин со скоростным интернетом, VIP-комнаты и кафе. Заведения такого масштаба окупаются медленно, так как требуют серьезных капиталовложений, зато у них обычно не возникает проблем с контролирующими органами. Но независимо от формата будущего заведения, обязательно понадобится грамотный и точный бизнес план компьютерного клуба.

Юридические вопросы

Любой бизнес должен быть легальным с юридической точки зрения, и игровой не является исключением. Лучшая организационно-правовая форма для открытия компьютерного клуба - ИП (индивидуальный предприниматель). Предварительно необходимо придумать запоминающееся и звучное название клубу, которое имеет отношение к компьютерной тематике.

Для того чтобы зарегистрировать заведение, понадобится:

  • заявление о регистрации;
  • учредительный договор;
  • устав будущего предприятия и данные об учредителе клуба;
  • квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины;
  • документы, которые подтверждают согласие антимонопольных органов.

Также необходимо уладить все вопросы с контролирующими органами. Обычно бывает сложно соблюсти все требования, поэтому их решение будет зависеть от многих факторов. Чтобы заведение работало круглосуточно, понадобится получить разрешение в отделении полиции.

Если планируется открытие небольшого игрового компьютерного клуба, то не имеет смысл сразу же тратить деньги на покупку лицензионного программного обеспечения, но при этом все же нужно учитывать, что в будущем приобрести его будет необходимо. Сделать это можно через российские представительства компаний-производителей. Перед установкой лицензионной программы понадобится специальная лицензия, которая разрешает ее коммерческое использование. Ее можно купить у компании-дистрибьютора, стоимость лицензии рассчитывается индивидуально для каждого компьютерного клуба.

Вернуться к оглавлению

Выбор месторасположения

Лучшее место для открытия подобного заведения - спальный район, имеющий большую численность населения или улица, где сконцентрировано значительное количество учебных заведений. Удачное место для размещения компьютерного клуба - оживленный перекресток, район рынка или крупного магазина. В жилых домах открывать заведение такого плана нежелательно, так как публика игрового компьютерного клуба довольно шумная, поэтому жильцы обязательно будут жаловаться. К тому же в жилом доме клуб чаще всего находится в подвале, соответственно, получить разрешения от санэпидемстанции и пожарной инспекции будет трудно.

Стоимость аренды за квадратный м в спальных районах обычно невысокая, поэтому и годовая оплата не будет слишком большой.

Вернуться к оглавлению

Клиенты и спрос на услуги

Основными посетителями компьютерного клуба будут:

  • студенты и школьники, посещающие заведение не только в учебных целях, но и для игры;
  • клиенты разных возрастов, которые нечасто ходят в компьютерный клуб.

Учитывая то, что достаточно развита сфера распространения компьютерных услуг, основное внимание в процессе разработки проекта необходимо уделить взаимоотношениям между пользователем и продавцом.

Необходимо сделать основной акцент на квалификацию, компетентность и доброжелательность менеджеров, которые будут обслуживать игровой зал.

Услуги компьютерного клуба практически всегда востребованы. Но при этом возможны сезонные отклонения в меньшую или большую сторону. В период экзаменов и сессий в вузах значительно увеличивается посещаемость с учебной целью, игры же начинают интересовать потенциальных клиентов во время школьных каникул.

В процессе ценообразования важно учитывать покупательную способность предполагаемых клиентов и качество предоставляемых услуг.

Вернуться к оглавлению

Необходимое оборудование и наем персонала

Следующий шаг - покупка оборудования. Здесь важно не экономить на приобретении необходимой техники, так как многие посетители приходят поиграть в компьютерный клуб, а игры требуют качественного и современного оборудования. Поэтому чем мощнее будет техника, тем более посещаемым окажется заведение. Еще понадобится приобрести принтеры и сканеры, соответствующую мебель: столы, стулья; оборудовать рабочее место администратора.

Далее нужно подобрать подходящий персонал для работы. Для технической поддержки и настройки компьютерной техники и программного обеспечения понадобится несколько человек. Можно пригласить студентов профильных вузов, которые живут поблизости. Если говорить о небольшом клубе, то для его нормальной работы будет достаточно 3-4 человек, которые будут обслуживать ПО и работать с клиентами. Еще понадобится один системный администратор. В основном, компьютерные клубы работают круглосуточно, поэтому нужно организовать работу в две смены. Не обойтись и без охранника, так как в заведении будет находиться дорогостоящее оборудование.

Для официального оформления персонала понадобится регистрация трудового договора во многих инстанциях, таких как налоговая, фонды социального, пенсионного и медицинского страхования. Потребуется вести расчетно-платежные ведомости, заводить на каждого работника трудовые книжки и налоговые карточки. Поэтому если есть возможность, лучше договориться с крупной организацией, чтобы именно там зарегистрировали персонал, а после - сдали в аренду клубу. В итоге можно избавиться от бумажной волокиты, которой будет заниматься отдел кадров предприятия. Для ведения бухгалтерского учета понадобится бухгалтер, если этим делом не сможет заниматься сам владелец клуба.

Вернуться к оглавлению

Способы эффективной рекламы

После открытия нового компьютерного клуба можно приступать к рекламной кампании. Для этого понадобится:

  • расклеить на школах и подъездах домов листовки с расценками и адресом клуба (перед тем, как составлять макет объявления, важно учесть, что основная целевая аудитория подростки 10-18 лет);
  • разместить объявления в интернете на специализированных сайтах;
  • создать заметную и яркую вывеску с подробным списком предоставляемых услуг;
  • регулярно устраивать различные акции и турниры;
  • создать систему скидок, например, для клиентов, которые работают более трех часов подряд.

Вернуться к оглавлению

Развитие компьютерного клуба

Для недавно открывшегося заведения важно обеспечить достаточный уровень сервиса, потому что большинство компьютерных клубов обычно невнимательно относятся к своим клиентам. Так как в данном месте обычно собирается специфическая публика, то и действовать надо нестандартно. Бывают такие ситуации, когда старшие ребята требуют деньги у младших. Поэтому как вариант можно выдать хулиганам бесплатный абонемент на месяц. Еще можно попытаться привлечь внимание посетителей к своему заведению с помощью различных конкурсов с денежным вознаграждением. Или создать доску почета.

Необходимо придумывать и осуществлять оригинальные идеи, в результате постоянное развитие даже небольшого клуба поможет значительно повысить ежемесячную выручку с каждого компьютера. Со временем заведение сможет перейти на новый уровень, клиентами которого будет обеспеченная публика. Можно будет предоставлять следующие услуги:

  • высокоскоростной доступ в интернет;
  • копирование и запись дисков;
  • работу с офисными приложениями;
  • сканирование различных документов;
  • распечатку файлов;
  • ксерокопирование;
  • проведение компьютерных курсов.

Возможно, понадобится создать два зала: один, игровой, - для молодежи, другой - для более серьезных клиентов.

Популярные лет пятнадцать назад и затем исчезнувшие компьютерные клубы возвращаются: менее чем за год только в Москве открылось три крупных заведения общей площадью более 8 тыс. кв. м

Фото: Арсений Несходимов для РБК

В Южной Корее около 30 тыс. компьютерных клубов, в России вряд ли наберется 300», — рассказывает Ярослав Комков, управляющий партнер киберспортивного агентства Winstrike. Он только что вернулся из Азии под впечатлением: клубы расположены почти в каждом здании — вся Корея играет. Комков собирается открыть сеть компьютерных клубов в США, Европе и Азии, уже привлек инвестиции, но деталей пока не раскрывает.

Новую волну популярности клубам обеспечивает сегодня развитие киберспорта. Не у всех молодых людей есть необходимое для современных игр «железо» и тем более VR-девайсы, поясняет руководитель направления цифрового контента J’son & Partners Consulting Роберт Меликсетян. В 2016-м мировой рынок киберспорта достиг $463 млн, до 2019-го ежегодно он будет добавлять в среднем по 32,3%, следует из исследования компании Newzoo.

Россия — лидер этого движения в европейском регионе как по объему рынка ($35,4 млн), так и по аудитории (2,2 млн человек). Более того, российский сегмент индустрии в ближайшие два года будет расти в среднем на 11% в год в денежном выражении и почти на 40% по числу участников, по данным J’son & Partners Consulting. Отчасти именно поэтому компьютерные клубы в России получили вторую жизнь. Правда, для этого их пришлось перепридумать.

В клуб по записи

«В 2008 году мы внезапно обнаружили, что в клуб больше нет очереди», — вспоминает Денис Богуш, председатель Белорусской федерации киберспорта и владелец старейшего в Белоруссии компьютерного клуба «Тарантул». Рассчитанный на 40 машин, «Тарантул» был открыт в Минске в 2001-м, тогда «это было модно».

Еще в 2006-2007 годах люди записывались в «Тарантул» по телефону и стояли в очередях, с ностальгией рассказывает Богуш. «У нас существовали карты, которые мы выдавали клиентам. Чем дольше он ждал, тем больше была скидка: час ждешь — 10%, два часа — 20%. Мы знали заранее, что в 8:45 утра, после первого урока, последует куча звонков от школьников», — смеется Богуш.

В кризис 2009-го предприниматель не воспользовался тем, что клиенты утратили возможность апгрейдить свои домашние машины, так как не хватило денег на плановое обновление «железа» в клубе — тем самым он не смог привлечь в клуб новую публику. А после того как экономическая ситуация начала выправляться, у людей массово появился высокоскоростной интернет и они начали реже выбираться из дома.


Общая площадь двухэтажного здания Yota Arena составляет 5 тыс. кв. м

Богуш тогда даже хотел закрыть бизнес, но сегодня «Тарантул» не просто окупает себя, но и приносит прибыль в размере около $3 тыс. в месяц. Для сравнения, в пиковые 2002-2003 годы клуб приносил по $1,5 тыс., говорит Богуш. За 2016 год чистая прибыль составила около $30 тыс., в предыдущие годы — на $5-6 тыс. меньше. «Люди наигрались с плохой графикой, теперь им хочется достигать результатов в игре, а без мощного компьютера сделать это невозможно», — объясняет предприниматель новый виток популярности своего детища.

Под первые компьютерные клубы в 1990-е годы их владельцы арендовали любые помещения, ставили в ряд 40 компьютеров и сдавали их по 20 руб. в час, рассказывает Никита Бокарев, руководитель медианаправления холдинга ESforce (ранее — Virtus.pro). Бокарев вспоминает, что количество таких заведений исчислялось сотнями. «Твориться в них могло все что угодно, в помещениях было постоянно накурено и никакой охраны».

С Бокаревым мы общаемся, прогуливаясь по зданию Yota Arena, открывшемуся 19 мая 2017 года. За полтора года до церемонии открытия USM Holding Алишера Усманова и партнеров пообещал инвестировать в Virtus.pro $100 млн. Топ-менеджер киберспортивного холдинга ESforce уверен: «Сегодня компьютерный клуб старого формата не выжил бы». По его мнению, людям нужны новые развлечения — возможность пользоваться VR, поесть в кафе, нужна особая атмосфера, которая создается киберспортивной атрибутикой, и все это в одном месте.

«Мекка киберспорта»

Общая площадь Yota Arena — около 5 тыс. кв. м. Помимо большого пространства для проведения киберспортивных соревнований здесь работают ресторан с копией трона из «Игры престолов» и магазин атрибутики и сувениров для геймеров FragStore. Также в Yota Arena на 216 кв. м открыт компьютерный клуб на 90 мест. Создание комплекса обошлось в $10 млн, сколько из них ушло непосредственно на компьютерный клуб, в компании не раскрывают.

Yota Arena задумана в первую очередь как площадка для встреч геймеров и проведения киберспортивных турниров, но тогда она была бы активна только в период проведения соревнований, поясняет Бокарев. Компьютерный клуб позволяет создать в Москве место для тренировок киберспортсменов. Он показывает несколько отдельных залов. Один из них спрятан за дверью убежища из игры Fallout. Внутри у входа стоят две статуи из World of Warcraft. Несмотря на геймерскую атрибутику, зал не производит впечатления места для молодежного отдыха. Посередине стоит стол с белой скатертью, красивой посудой и подсвечниками, на стене — большая «плазма» для просмотра трансляций, есть и выделенный для обслуживания гостей официант. Все рассчитано на взрослых, состоявшихся людей, потому что «портрет киберспортсмена» изменился: взрослеет и аудитория поклонников, и сами игроки. А на рынок приходят все большие деньги.


Геймеры приходят в клуб даже летом: днем — подростки, а вечером — люди старше 35 лет (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

«К нам любят приехать бывшие игроки, которые были чемпионами в начале 2000-х», — объясняет Бокарев. Они уже не так часто играют сами, но продолжают следить за турнирами, добавил он. Бокарев сам профессионально играл в Counter-Strike в 2005‒2011 годах и руководил киберспортивной командой forZe. В 2007-м он был креативным директором компьютерного клуба в Москве, но тот не окупился.

Впрочем, основная масса посетителей клуба Yota Arena — участники молодых киберспортивных команд, которые еще не играли на турнирах: им важно получить быстрый интернет, современные компьютеры и сидеть рядом друг с другом, чтобы общаться. Фанаты турниров и соревнований — ядро клуба. «Они считают Yota Arena своеобразной меккой киберспорта», — гордится топ-менеджер ESforce.

Происходящее сейчас чем-то похоже на то, что было полтора десятка лет назад, считает Бокарев: игроки вновь стихийно объединяются и основывают кланы, им нужно место, где можно собраться и не только поиграть, но и обсудить что-то. В среднем игрок проводит в клубе четыре-пять часов, хотя одна игра, например в Dota, занимает около полутора.


В современный компьютерный клуб придет не только геймер, но и человек, не знакомый с индустрией, уверен топ-менеджер ESforce Никита Бокарев (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В Yota Arena круглосуточно дежурит охрана, всегда чисто, мониторы с максимальной диагональю, удобные геймерские кресла, мышки и клавиатуры, хвалятся в холдинге. Впрочем, любители и старожилы киберспорта — вовсе не единственная аудитория, которую можно заманить в компьютерные клубы нового поколения.

Спасение от шопинга

Андрей Комогоров, экс-сотрудник «Евросети», в октябре 2015 года помогал оператору Tele2 выйти в Москву: его компания Clover Estate нашла помещения для открытия более 250 салонов связи. А уже в начале 2016 года он арендовал почти 1,3 тыс. кв. м в торговом центре (ТЦ) «Авиапарк» и открыл киберспортивный клуб Gamer Stadium. Идея пришла неожиданно. «Я увидел потенциальных клиентов: мужчины и подростки, которые скучают, пока женщины занимаются шопингом. Им уже неинтересно идти в «Кидзанию», а кино — это долго». Комогоров называет Gamer Stadium стадионом.

В открытие Gamer Stadium он вложил $500 тыс. личных сбережений. Они пошли на строительство площадки, закупку компьютеров и мебели. Выйти в операционный ноль удалось в первый месяц работы. Комогоров хотел сократить часть расходов и получить компьютеры в обмен на продвижение производителей в клубе, но план не сработал и закупка «железа» обошлась в 5 млн руб. Стоимость оборудования одного места для профессионального игрока начинается от 100 тыс. руб., уточняет Комогоров.


Игроки проводят в клубе в среднем четыре-пять часов. Формат заведений изменился: в них есть еда, напитки, охрана и техподдержка (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

В рознице игровой комплект из компьютера и монитора может стоить от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей, рассказывает генеральный директор Acer в России Дмитрий Кравченко. В 2017 году компания поставила компьютеры и мониторы для клуба Cyberspace на «несколько десятков тысяч долларов», оборудовав большую часть мест (их общее число — 97). Клуб «на специальных условиях» закупил десктопы Acer GX 781 и мониторы Predator XB241 — их рекомендованная розничная цена составляет 99,9 тыс. и 37,9 тыс. руб. соответственно, добавляет Кравченко.

Через два года клуб Gamer Stadium должен окупить вложения. Тогда Комогоров начнет расширять сеть на российские города-миллионники: фокусироваться предприниматель планирует на образовательных лекциях и проектах, связанных с ИТ. К примеру, Комогоров ведет переговоры с Microsoft и Mail.Ru Group об организации обучающих курсов. Уже сейчас одну из комнат с компьютерами в Gamer Studium арендует школа «Алгоритм».

«Одиночки» — посетители ТЦ и игроманы — приносят Gamer Stadium свыше 500 тыс. руб. в месяц, рассказывает Комогоров. «В ретейле лето — мертвый сезон, но даже в июне дела шли хорошо: плохая погода в Москве сыграла нам на руку», — радуется владелец компьютерного клуба.

При покупке клубной карты Gamer Stadium за 1 тыс. руб. все услуги заведения и товары в баре приобретаются с 50-процентной скидкой, например, час игры обойдется в 100 руб. вместо 200 руб. Для сравнения, 60 игровых минут в Yota Arena стоят 50 руб. (один из самых низких ценников на рынке), в Cyberspace — от бесплатного промо до 150 руб. в зависимости от времени суток.


Андрей Комогоров планирует открывать компьютерные клубы в торговых центрах в каждом городе-миллионнике (Фото: Арсений Несходимов для РБК)

Впрочем, большую часть выручки Gamer Stadium получает с корпоративных клиентов: стоимость аренды клуба с услугами персонала на целый день начинается от 118 тыс. руб. Только в мае 2017 года в заведении Комогорова прошло семь мероприятий. Ставку на корпоративных клиентов делает и клуб Yota Arena. Площадка может достаться компании бесплатно, главное — оплата обслуживания в ресторане, еда и алкоголь, рассказывает Бокарев. Средний чек в ресторане составляет 1,5-2 тыс. руб. на человека, пока прошло три крупных мероприятия. На быструю окупаемость в Yota Arena не рассчитывают: весной 2017 года управляющий партнер ESforce Holding Антон Черепенников рассказывал, что горизонт планирования — семь лет.

В Сyberspace, принадлежащем ИТ-дистрибьютору Pronet и заработавшем в ТЦ «Ривьера» в июле 2017 года на площади в 2 тыс. кв. м, решили не зацикливаться на корпоративных клиентах. За месяц работы доходы делятся поровну — от посетителей и организации мероприятий, рассказала представитель компании Мария Королева. Кроме того, у Сyberspace появился крупный «стратегический партнер» — российская киберспортивная компания Vega Squadron. Если на тренировочной базе в Подмосковье не хватает места, игроки приезжают в «Ривьеру», рассказал создатель и владелец Vega Squadron Алексей Кондаков. Сyberspace так получает дополнительную аудиторию: фанаты команды приходят пообщаться со своими кумирами в клуб и тратят там деньги, отметил Кондаков.

«Есть несколько громких открытий [компьютерных клубов в Москве], но это вряд ли станет массовым явлением», — сомневается в перспективности тренда основатель издания про игры Kanobu Гаджи Махтиев. Впрочем, очереди выстраиваются, а значит, уже что-то в реинкарнации клубов напоминает посетителям о прошлом, рассуждает он.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Оптовая торговля 1c предприятие 8 2 управление торговлей Презентация чтение как отражение времени Презентация чтение как отражение времени Анализ производительности труда и влияющих на нее факторов Анализ производительности труда и влияющих на нее факторов